У истории есть своё шарлатанство: она ставит своих героев вдаль для того,
чтобы скрыть всё то низкое и возмутительное, что имеется в их чертах.

П. Буаст

1547 — 1574 Иван IV Васильевич «Грозный» 1530 −1584

26 (16) января 1547 г. Великий князь Московский Иван IV венчался митрополитом Макарием на царство в Успенском соборе Московского Кремля и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.

Иван IV Васильевич «Грозный»

Церемония венчания проходила по византийскому обряду. Вступив в церковь, государь приложился к иконам. Певчие возгласили ему многолетие, а митрополит Макарий благословил его. Служили молебен. Посреди храма, на амвоне с двенадцатью ступенями, были изготовлены два места, одетые златыми паволоками; в ногах лежали бархаты и камки: там сели государь и митрополит. Пред амвоном стоял богато украшенный налой с царской утварью: архимандриты взяли и подали ее Макарию. Он встал вместе с Иоанном и, возлагая на него крест, бармы, венец, громогласно молился, чтобы Всевышний оградил сего христианского Давида силою Св. Духа, посадил на престоле добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Кроме барм и «шапки Мономаха», митрополит возложил на Ивана «крест от Животворящего Древа Господня», золотую цепь и подал в руки скипетр. К числу русских особенностей древнего чина венчания на царство относится поучение, которое произносил митрополит.

Обряд заключился возглашением нового многолетия государю. Как скоро государь вышел из церкви, народ, дотоле неподвижный, безмолвный, с шумом кинулся обдирать царское место; всякий хотел иметь лоскут паволоки на память великого дня для России.

Как писал Соловьёв, «Грозный стал первым царём не только потому, что принял этот титул, но и потому, что осознал значение царской власти».

Вот о том, как он ей пользовался, лучше не вспоминать.

Своё прозвище «Грозный» он получил за то, что с 1560 г. начались пытки и казни, продолжавшиеся непрерывно до самой его смерти, причём замучены были как представители старинного боярства, так и десятки тысяч простых людей, опустошены Новгород и Клин. В этом отношении правление его представляло единственный пример в истории русских царей. Незадолго до смерти убил своего сына и в 1581 г. отменил так называемый Юрьев день (единственный в году, когда крестьяне могли уходить от помещиков). Был 7 раз женат. При нём был основан первый на Руси зоопарк. Грозный завоевал Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, но в Прибалтике потерпел неудачу. Кроме всего прочего, при нём была установлена через Белое море торговля с Англией.

СПРАВКА. В селе Коломенское под Москвой у Василия III и Елены Глинской 4 сентября (25 августа) 1530 г. родился первенец, который впоследствии станет царём Иваном IV «Грозным». На радостях счастливый отец «простил» находившихся в опале дворян и перевёл бывшую жену Соломониду из далёкого Каргополя в Покровский монастырь в Суздале. А братьям своим — Дмитровскому князю Юрию и Старицкому князю Андрею — дозволил жениться. Раньше Василий Иванович запрещал им иметь семью, опасаясь осложнения в стране династической ситуации.

Василий III благословляет сына своего Ивана IV перед своей кончиной

Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. С течением времени он всё больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры.

Трудно найти в нашей истории фигуру более колоритную, более спорную и более противоречивую. «Карамзин преувеличивал очень немного, поставив царствование Иоанна наряду с татаро-монгольским игом и бедствием Удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели». Это Ключевский.

В день рождения будущего грозного царя по всей России слышались раскаты грома и сверкала молния. Так говорит предание. А еще оно говорит, что уже тогда, когда младенец первый раз зашевелился в утробе матери, московские войска, сражавшиеся под Казанью, почувствовали в себе необыкновенное мужество и отвагу. Отец Ивана, великий московский князь Василий, очень хотел детей. Однако его жена, Соломонида Сабурова, таковых ему обеспечить не могла. Тогда князь, руководствуясь принципом «смоковница, не приносящая плода, должна быть выброшена из сада», жену заточил в монастырь, а сам женился во второй раз, на дочери литовского дворянина Елене Глинской. Эта женщина для нас может быть интересна хотя бы тем, что она, подверженная всяким новомодным европейским веяниям, заставила своего мужа… сбрить бороду. Обращаем внимание: на дворе была первая треть XVI в., до рождения Петра I оставалось полтора века, а московский князь уже ходил без бороды. Правда, пока только он один.

Не просто складывалась у великого князя семейная жизнь. Сначала некоторые авторитетные старцы объявили второй брак Василия блудодеянием. Потом поползли слухи, что Соломонида в монастыре родила сына. Наверно, назло. Однако великий князь не сдавался и мобилизовал все силы на выполнение задачи продолжения рода. В этом ему своими молитвами помог некий монах Пафнутий Боровский. Кстати, впоследствии, за заслуги перед государем, он был возведен в ранг святых. Такие старания не могли пройти даром. Елена, наконец, родила сына, которого назвали Иваном. А через три года еще одного — Юрия. Такой огромной радости Василий снести не мог и вскоре скончался. Так наш герой потерял отца. Мать он тоже потерял, но позже, в возрасте восьми лет. Есть мнение, что ее отравили бояре, которые были недовольны тем, что Елена Глинская после смерти мужа прибрала к рукам власть.

Таким образом, как выразился один историк, олигархия сменилась анархией. Последующие несколько лет в Москве, вернее, в Кремле один за другим происходили перевороты. Основными их участниками были князья Шуйские и Бельские, которые никак не могли решить, кто же из них знатнее. Страдали от этого беспорядка все вокруг, в том числе и молодой великий князь, казна которого разворовывалась, а самого его шпыняли все, кому не лень. Может, оттого, что детство Ивана прошло в атмосфере интриг, дрязг и прочих раздоров, он и стал таким… неуравновешенным?

Личность Ивана всегда неоднозначно оценивалась в исторической науке. Западные историки дружно считают его русским вариантом Гитлера. В российской и советской историографии оценка деятельности Ивана постоянно менялась и меняется (в основном в зависимости от политической конъюнктуры). Его то считают прогрессивным и справедливым реформатором, сломавшим хребет боярской вольнице, то извращенным садистом, разорившим страну.

13 (3) февраля 1547 г. состоялась свадьба Ивана IV. Женой Ивана стала Анастасия Захарьина, дочь окольничего Романа Захарьина. Аристократические семьи остались недовольны женитьбой Ивана на девушке из некняжеского рода. Иван искренне любил жену и не обратил внимания на недовольство бояр.

Захарьина-Юрьева Анастасия Романовна

1 июля (21 июня) 1547 г. около полудня в Москве — по преданию, от «копеечной» свечки, забытой в церкви на Арбате, — случился огромный пожар, вызвавший волнения среди «тяглых людей». Царь Иван Грозный укрылся в селе Воробьёво. Восстание достигло кульминации 3-6 августа, когда был убит князь Ю. Глинский. Падение клана Глинских и стало единственным результатом восстания.

За 10 час. пожара выгорела почти вся столица. Сгорело 25 тыс. дворов и 250 церквей, без крова осталось более 80 тыс. чел. — почти всё население Москвы.

«…Огонь лился рекою, и скоро вспыхнул Кремль, Китай, Большой посад. Вся Москва представляла зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма… Спасали единственно жизнь, богатство, праведное и неправедное, гибло. Царские палаты, казна, сокровища, оружие, иконы, древние хартии, книги и даже мощи святых истлели… Сгорело 1700 человек, кроме младенцев… Утешителей не было: царь с вельможами удалился в село Воробьёво, как бы для того, чтобы не слыхать и не видеть народного отчаяния. Он велел немедленно возобновить Кремлёвский дворец; богатые также спешили строиться; о бедных не думали…» (Н. Карамзин).

6 июля (26 июня) 1547 г. в Москве вспыхнул бунт народа против бояр Глинских, которые после смерти Василия III приобрели колоссальное влияние. Никто не смел им перечить, но многое, что они делали, вызывало у народа негодование.

Незадолго до бунта Москва сгорела дотла: за несколько часов полностью выгорел центр города, включая Кремль и Гостиный двор, многие москвичи погибли, другие остались без крова. Едва удалось спастись митрополиту Макарию: 70-летнего владыку спускали с кремлёвской стены, верёвка оборвалась – митрополит упал с высоты и сильно расшибся. Сопровождавшие его монахи задохнулись в дыму. Удручённые и обескураженные обрушившимся на них бедствием, москвичи решили, что столица сгорела от волшебства.

Бояре собрали на площади горожан и обратились к народу с вопросом: «Кто сжёг Москву?»«Глинские!» – отвечали из толпы. Кто-то стал рассказывать о том, что Анна Глинская (бабка Ивана Грозного) колдовала: вынимала из мёртвых сердца, клала в воду, а потом этой водой кропила улицы. И поэтому вспыхнул пожар. Выдвигались версии одна страшнее другой.

Мистические настроения лишь добавляли недоверия и ненависти к роду Глинских, происходившему от татарского мурзы Лексада. Во время вспыхнувших волнений Михаил с матерью находился в своём ржевском поместье, а Юрий (Георгий) был на площади среди бояр, приехавших расследовать обстоятельства пожара. Услышав обвинения и видя ярость народа, он бежал в Успенский собор.

Народ ворвался туда. Толпа растерзала его и швырнула на Лобное место. После этого, как водится во время бунтов, начался грабёж владений Глинских и истребление всех, от мала до велика, кто носил эту фамилию.

Князь Иван Васильевич, сознавая, что обвинения нелепы, тем не менее, не спешил заступиться за своих родственников. Он находился в Воробьёвском дворце. На третий день бунтовщики явились в село Воробьёво, куда переехал государь, и потребовали выдачи князя Михаила и княгини Анны.

Толпа была рассеяна выстрелами, некоторые зачинщики схвачены и казнены.

Приехав в Москву, он повелел собрать людей избранных и обратился к ним с речью: «Люди божии и нам богом дарованные! Молю вашу веру и любовь ко мне. Будьте великодушны. Оставьте ненависть, соединимся все любовью христианской. Отныне я ваш судья и защитник».

Народ плакал от умиления, ещё не зная, каков этот «судья и защитник».

Устрашённый судьбой брата, Михаил Глинский вместе со своим другом и сподвижником князем Пронским в 1548 г. бежал в Литву. Настигнутые и возвращённые в Москву, они показали на допросе, что направлялись на богомолье в Оковец. Их уличили во лжи, но судить и наказывать не стали: извиняя их бегство страхом, обоих простили и даже оставили на службе у государя.

2 февраля (23 января) 1549 г. оформилась Изба посольских дьяков, со временем превратившаяся в Посольский приказ — предок современного Министерства иностранных дел. Первым шефом Избы был Иван Михайлович Висковатый, во времена опричнины, в 1570 г., казненный «за ересь» на Лобном месте.

28 (18) февраля 1549 г. царь Иван IV Васильевич, вскоре прозванный Грозным, в присутствии митрополита заявил боярам и избранным людям «всякого чина или состояния», что «боярских детей» во всех их тяжбах судить будет не боярский, а царский суд. Сказанное царем легло в основу закона, утвержденного Боярской думой на следующий день и по которому сложили голову десятки, если не сотни царских подданных.

1 октября (21 сентября) 1550 г. государь Иван Грозный издал Приговор (указ) «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей». Как Полагает ряд историков, именно этот указ и заложил в нашей стране основы первого постоянного войска, имевшего признаки регулярной армии.

С 2006 г. Министерство обороны РФ отмечает этот день как профессиональный праздник Сухопутных войск.