1606 — 1610 Шуйский Василий Иванович 1552 — 1612

29 (19) мая 1606 г. на Красной площади после «голосования» выкрикнут новый русский царь — Василий Шуйский, который дал крестоцеловальную запись об ограничении своей власти.

Избрание было откровенно липовым — воспользовавшись суматохой, Шуйский и его родственники собрали из доверенных лиц некое подобие Земского собора, который и «выкрикнул» Василия в цари.

Чем славен он? Чем знаменит?

Сын князя Ивана Андреевича Шуйского, он принадлежал к роду суздальско-нижегородских князей, потомок Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Новый царь был старичком небольшого роста, с подслеповатыми глазами, начитанный, умный и скупой. Именно его некоторые историки считают последним Рюриковичем на российском престоле. Приход Шуйского к власти усилил борьбу среди боярства и между южным и столичным дворянством. Известен тем, что был одним из следователей, ведущих дело по «убиению царевича Дмитрия». Но когда в Москве появился Гришка Отрепьев, которого все бояре согласно признали истинным Дмитрием, открыто этому не противоречил. Зато тайно говорил всем, что тот самозванец. До Лжедмитрия, это, конечно, донесли. Шуйского схватили, приговорили к казни. Самозванец его помиловал. Отправил в ссылку. Но скоро вернул. На свою голову. В самом буквальном смысле. Именно Шуйский возглавил толпы москвичей, убивших Лжедмитрия.

11 (1) июня 1606 г. новгородский митрополит Исидор венчал на царство думного боярина Василия Ивановича Шуйского, ставшего последним Рюриковичем на русском престоле.

Человек он был непростой.

Род думного боярина Шуйского отсчитывал свою родословную от Рюриков.

Василий был одним из приближённых Лжедмитрия. Впрочем, это не помешало ему вступить в заговор против самозванца. Ещё вчера бивший перед ним челом, во время расправы Шуйский разъезжал рядом и призывал народ потешиться над вором. Короче говоря, боярин Шуйский был типичным царедворцем, сущность которых мало изменилась по сей день.

После убийства Лжедмитрия среди бояр начались распри — кому венчаться на царство. И здесь Василий Иванович сумел обставить всё так, что именно его кандидатура оказалась наиболее предпочтительной.

Он не обладал способностями правителя и не умел действовать смело и решительно. Правил 4 года, и все 4 года в стране царила беспрерывная смута.

22 (12) июня 1606 г. началась крестьянская война Ивана Болотникова против В. Шуйского (продолжалась около года) — первая и последняя крестьянская война в России.

И. И. Болотников является с повинной перед царём Василием Шуйским.

30 (20) октября 1606 г. войско Болотникова, нанеся поражение армии Шуйского, осадило Москву. К тому времени более 70 городов поддерживало восставших. Но в лагере повстанцев наступил раскол: из него ушли отряды, во главе которых стояли дворяне. К лагерю Болотникова подошли лучшие царские войска. Восставшие отступили к Туле. Четыре месяца оборонял Болотников город, но был вынужден капитулировать. По одним сведениям, он сам сдался в плен, по другим — был выдан властям своими же сторонниками.

Битва войска Болотникова с царской армией

12 (2) декабря 1606 г. началось решающее сражение повстанческой армии под предводительством Болотникова с войском московского правительства, которым командовал воевода М.В. Скопин-Шуйский. После трёхдневной упорной битвы повстанцы были разгромлены у деревни Котлы. Болотников засел в Калуге и тщательно укрепил город. Чуть меньше года Болотников продолжал свои походы, пока в октябре 1607 г. не был схвачен в осаждённой Туле, после чего ослеплён и казнён. Его утопили в проруби.

СПРАВКА. Русский государственный и военный деятель, боярин Михаил Васильевич Скопин-Шуйский родился 18 (8) ноября 1586 г.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский

Молодой князь в 1606 г., став воеводой царских войск, проявил себя как талантливый полководец, реорганизатор русской армии, превративший за считанные недели феодальные ополчения в непобедимые полки. Участник подавления восстания И.И. Болотникова.

В мае 1609 г., собрав отряды русских войск и получив помощь от шведов, Скопин-Шуйский разбил под Торжком, Тверью и Дмитровом войска Лжедмитрия II. Летом этого же года освободил поволжские города и укрепился у Калязина. Пополнив войска отрядами, подошедшими из других районов России, нанёс ряд ударов интервентам, вынудив их снять осаду Москвы, и в марте 1610 г. торжественно вступил в столицу.

Готовясь к новому походу против интервентов, осаждавших в то время Смоленск, Скопин-Шуйский внезапно умер. Существует версия, что во время пира у князя Воротынского ему поднесли чашу с зельем.

Михаилу Васильевичу шёл только 24-й год…

27 (17) февраля 1607 г. в Успенском соборе Кремля принесено всенародное покаяние за совершённые при Лжедмитрии I клятвопреступления. Молебное очищение и прощение грехов совершил специально призванный царским велением в Москву патриарх Иов. При Лжедмитрии он пребывал в ссылке в Старице.

Инициатива провести всенародное покаяние принадлежала Шуйскому и Иову, а решение об этом было принято в начале 1607 г. Клятва в верности Лжедмитрию тяжёлым бременем лежала на народе, а посему и было принято всенародно покаяться.

В соборе с амвона архидьякон прочёл прощальную грамоту, грехи были отпущены. Иов объявил «народу разрешение и прощение» в надежде, что тот будет отныне верен и покается. Ничуть не бывало: уже через несколько месяцев многие москвичи с энтузиазмом присягали «тушинскому вору» — Лжедмитрию II.

Русскому народу предстояло ещё не раз и не два клясться в верности сомнительным лидерам, а потом каяться в содеянном. Правда, раз от разу раскаяние становилось всё более и более формальным

7 марта (25 февраля) 1607 г. последовал указ В. Шуйского о добровольных холопах. Отныне запрещалось насильно кабалить так называемых добровольных холопов, то есть лиц, бескабально служивших во дворе помещика. Этот закон должен был посеять иллюзию правовых гарантий свободы у дворовой черни. Ведь их служба у господ, как правило, не оформлялась никакими документами. Гримируясь под защитника прав дворовых людей, Шуйский рассчитывал расколоть ряды участников антифеодальной борьбы и добиться перехода на сторону правительства наименее устойчивой части холопов.

12 (2) июня 1607 г. в городе Стародуб (в нынешней Брянской области) появился авантюрист неизвестного происхождения, месяцем позже объявивший себя царем Димитрием Ивановичем, который будто бы не был убит в московском антипольском восстании 27 (17) мая 1606 г., но чудесным образом спасся. Новый самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II, выдавал себя за Лжедмитрия I, который, в свою очередь, утверждал, что он — чудом избежавший убиения в Угличе сын Ивана IV Васильевича Грозного царевич Димитрий.

Лжедмитрий II

И ему поверили. И кто-то опять присягнуть поспешил.

26 (16) июня 1607 г. умер Иов (дата рождения неизв.), первый патриарх Московский. После непризнания Флорентийской церковной унии 1439 г. об объединении православной и католической церквей под властью папы римского московская митрополия отделилась от Константинопольского патриархата и стала автокефальной. Московские митрополиты выбирались собором русских архиепископов и епископов и принимали постановление в Москве, не ездя в Царьград (Константинополь). Московские митрополиты, имея церковный сан ниже восточных патриархов, на деле были выше их, униженных и обедневших в турецкой неволе. Поэтому после Ивана IV, принявшего царский титул, началась борьба за патриарший титул, который соответствовал бы достоинству Русского государства. В соответствии с теорией о Москве как третьем Риме было необходимо, чтобы рядом с царем был патриарх, как это всегда было в православных государствах. В то время вместо традиционных пяти патриархов были только четыре — Константинопольский, Антиохский, Александрийский и Иерусалимский. Москва претендовала на место Римского патриарха, который оставался вакантным после раскола христианской церкви в далеком 1054 г. на католическую и православную. Во время царствования Фёдора Ивановича этой цели удалось достичь. В те времена с православного Востока в Москву часто приезжали духовные лица «за милостынею», т.е. материальной поддержкой. В 1586 г. в Москву впервые прибыл не простой архиерей, а Антиохский патриарх Иоаким. Московский митрополит Дионисий встретил его как равный равного и даже первый благословил патриарха, вызвав его недоумение и неудовольствие. С гостем в Москве заговорили об устройстве патриаршества, и Борис Годунов просил его посоветоваться об этом деле с другими патриархами. Патриарх пообещал и отбыл из Москвы с богатыми дарами.

Иов (патриарх Московский)