Романовы

1613 — 1645 Михаил Фёдорович «Кроткий» 1596 — 1645

22 (12) июля 1596 г. родился будущий царь Михаил Фёдорович, сын боярина Феодора Никитовича Романова-Юрьева и Ксении Ивановны Шестовой.

Михаил Фёдорович «Кроткий»

3 марта (21 февраля) 1613 г. Земский собор после долгих споров провозгласил 16-летнего Михаила Романова царём и присягнул ему.

Надо сказать, что события в стране, предшествовавшие этому, сыграли очень важную роль в истории нашего государства.

Загадочное убийство малолетнего царевича Дмитрия в Угличе пресекло правление на Руси династии Рюриковичей и послужило началом Смуты. Двигали Смутой самозванческие попытки воскресить угасшую династию. Появление Лжедмитрия I и Лжедмитрия II привели Россию к войнам, неразберихе, разрухе. После изгнания из Москвы польских интервентов, чтобы положить конец Смуте, надо было избрать новую царственную династию.

Временное правительство князей Пожарского и Трубецкого разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных, человек по 10 от города для «государева обиранья». К январю в Москву съехались представители 50 городов, всего около 800 депутатов, которые вместе с москвичами составили Земский Собор, перед которым стояла трудная задача: государского избрания. Прежде всего, обсудили вопрос об иноземных кандидатах. Сначала отвергли польского королевича Владислава, признанного в 1610 г. Семибоярщиной русским царём, и шведского принца Карла-Филиппа, избранного новгородцами на «Новогородское государство». Потом приняли общее постановление не избирать «царя из инородных», а избрать своего «из великих московских родов». При этом голоса разделились: каждый называл удобного себе кандидата, поэтому долго ни на чём не могли сойтись. Собор довольно быстро согласился не искать кандидатов среди татарских царевичей и не допускать на престол сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек.

Но среди кандидатов из русского боярства закипела упорная борьба. Предвыборная агитация достигла громадных размеров. Кандидаты не скупились на посулы и подарки, Не напоминает ли всё это день нынешний? Остаётся воскликнуть: «О, времена! О, нравы!». Заседания собора протекали в бесплодных спорах, а достойного так и не находилось.

Наконец, 16(6) февраля председатель собора князь Пожарский предложил найти среди боярства родственников угасшей династии Рюриковичей, иными словами, поискать природного царя. Духовенство попросило дать ему один день на производство генеалогических изысканий. На другой день из рядов участников собора вышел дворянин города Галича Костромской губернии и подал Пожарскому мнение о природном царе. Это мнение доказывало права на престол боярина Романова. Имя Романова называлось уже во время соборных совещаний, но не встречало поддержки, а теперь поднялся даже шум и крик. Но в это время к столу Пожарского подошёл ещё один из членов собора — донской атаман — и подал своё писание, так и озаглавленное: «О природном царе Михаиле Фёдоровиче».

Когда на Красную площадь в этот день вышли рязанский архиепископ Феодорит, келарь Авраамий и боярин Морозов и стали спрашивать множество народа, нарочно собранного для этого, им не довелось сказать ни одного слова. Народ в один голос закричал: «Михаил Фёдорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Российской державе!»

Так прошёл первый российский референдум, и было положено начало династии Романовых. Следует добавить, что избирательный Земский собор как сословный парламент был 11-м в истории России и самым многолюдным, самым представительным; по выражению летописца, «от истинного всенародства».

Кандидат на престол, наконец, был найден. И московскому избирательному собору осталось только проверить свой выбор на местах. Из осторожности постановили отложить дело на две недели, а в это время послать по ближайшим городам узнать: люб ли там будет царь Михаил, а также вызвать отсутствующих на Соборе бояр. Особо уполномоченные были посланы по городам, чтобы выведать, кого именно хочет видеть народ на московском престоле. Спустя несколько дней получился ответ, что у всех людей в Московском государстве одна мысль: быть царём Михаилу Романову.

Самого же царя в Москве не было. 24 марта Михаил дал согласие и был наречён царём. В мае он въехал в Москву, а в июле состоялось его венчание на царство.

Род Романовых был хорошо известен в народе и пользовался доброй славой. Помнили супругу царя Ивана Грозного, добрую царицу Анастасию, ещё лучше помнили её брата — боярина Никиту Романовича, воспетого в народных песнях посредника между страждущим народом и царём Иваном Грозным. Для духовенства было памятным указание на Михаила мученика за веру патриарха Гермогена. Избранник приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из рода Рюриковичей — Фёдору Иоанновичу. Таким образом, ходившая на Руси молва, будто Фёдор Иоаннович завещал на смертном одре царство Фёдору Романову, оказалось пророчеством для его сына Михаила.

Он успокоил государство от внешних врагов, заключил мир с поляками, возвратил от шведов Новгород и очистил Россию от врагов внутренних — от бродивших по государству польских шаек, казаков и разбойников. В делах правления ему много помогал отец, воротившийся из плена через несколько лет по воцарении сына и сделавшийся Патриархом Всероссийским.

В царствование Михаила Фёдоровича были возобновлены сношения с иностранными державами, обращено внимание на просвещение и развитие заводского дела.

В 1624 г. Михаил женился на Марии Владимировне Долгорукой. Но она скончалась через 4 месяца. В 1626 г. женился вторично на Евдокии Лукьяновне Лопухиной-Стрешневой. Из 10 детей Михаила четверо достигли совершенных лет — сын Алексей, дочери Ирина, Анна и Татьяна.

24 (14) марта 1613 г. в костромской Ипатьевский монастырь к шестнадцатилетнему Михаилу Романову, находившемуся в обители со своей матерью инокиней Марфой (в миру Ксенией Шестовой), прибыла представительная депутация бояр из Москвы. После многочасовых убеждений делегаты уговорили Михаила согласиться с решением Земского собора, заочно избравшего его новым царем тремя неделями ранее. В Ипатьевском монастыре Костромы он был благословлён на царство святой иконой Фёдоровской Божьей матери и по воле Божьей взял на себя тяжкий крест Русского Государя. В тот же день он отправился в Москву.

Русь, с 1605 г. переживавшая страшную эпоху Смутного времени, оставалась без государя после низложения царя Василия Шуйского летом 1610 г.

«Личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производили на народ самое выгодное для верховной власти впечатление; известная доброта царя исключала мысль, что какое-нибудь зло могло проистекать от него и всё, что не нравилось тому или другому, падало на ответственность лиц, посредствовавших между верховною властью и народом… До какой степени в лучших людях 1613 г. крепко было убеждение, что должно пожертвовать всем для поддержания и охранения нового царя, восстановлявшего народ, показывает подвиг Ивана Сусанина» (историк С. Соловьёв).

30 (20) марта 1613 г. крестьянин Иван Сусанин спасая жизнь царя Михаила Фёдоровича, совершил подвиг: он увёл искавший царя польский отряд в другую сторону и принял мученическую смерть от рук врагов.

Один из отрядов поляков направился в Костромской уезд, в село Домнино, где проживал не успевший пока переехать в Москву молодой царь. Не зная точно дороги, поляки взяли проводником местного крестьянина Сусанина. Согласившись провести неприятелей, Сусанин тайно от них послал своего зятя в усадьбу к государю, чтобы предупредить того о грозящей опасности, а сам завёл поляков в глухую чащобу. Проплутав с ними порядком (трое суток), он выиграл время для того, чтобы новый царь успел уехать в безопасный Ипатьевский монастырь, который мог вполне служить в качестве крепости на случай осады. Узнав, наконец, о реальных намерениях Сусанина, поляки замучили до смерти отважного крестьянина (они долго пытали его, а затем разрубили на куски), но убить законного главу государства для разжигания новой смуты в России уже не смогли.

Такова истинная основа происшедшего. Именно поэтому известная опера «Иван Сусанин» до 1917 г. называлась «Жизнь за царя».

12 (2) мая 1613 г. состоялся въезд в Москву первого царя из династии Романовых.

Один из моментов избрания Михаила Романова на царство. Сцена на Красной площади

«Новоизбранный царь выехал из Костромы 29 марта и ехал в Москву медленно. Надобно было для него отстроить, приготовить и убрать царские палаты, потому что всё в Кремле поляками было разорено. Молодой царь увидел, в какое тяжкое время суждено ему было принять царство. Бедность была так велика, что провожавшие царя шли пешком, оттого что не на что было купить и содержать лошадей. Но больше всего опечалило царя то, что по Русской земле и даже около самой Москвы бродили разбойники, по большей части казаки, и мучили людей. К самому царю явились на дороге обожжённые, искалеченные люди. Увидевши их, царь так встревожился, что не хотел было ехать в Москву и жаловался, что послы, которые приезжали просить его на царство, обманули его, уверяли, что Московское государство утешилось и находится в соединении, а выходит на деле совсем не то. Его, однако, упросило духовенство, и он приехал в Москву, которая чуть начинала отстраиваться после разорения». (Н. Костомаров)

21 (11) июля 1613 г., за день до 17-летия, Михаил Фёдоров венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Венчание на царство Царя Михаила Федоровича в Успенском соборе

Чем славен он? Чем сам он приглянулся уставшему от смуты народу российскому?

Романовы — обособившаяся ветвь старинного боярского рода Кошкиных. Давно, ещё при Калите, выехал в Москву из «Прусские земли», как гласит родословная, знатный человек, которого в Москве прозвали Андреем Ивановичем Кобылой. Он стал видным барином при московском дворе. От пятого сына его, Фёдора Кошки, и пошёл «Кошкин род». Среди князей Шуйских, Воротынских, Мстиславских Кошкины умели держаться в первом ряду боярства.

В начале XVI в. видное место при дворе занимал боярин Роман Юрьевич Захарьин, шедший от Кошкина внука Захария. Он и стал родоначальником новой ветви этой фамилии — Романовых. Сын Романа Никита, родной брат царицы Анастасии, — единственный московский боярин XVI в., оставивший о себе добрую память в народе. «Его имя запомнила народная былина, изображая его в своих песнях о Грозном благодушным посредником между народом и сердитым царём». Из шести сыновей Никиты особенно выдавался старший сын Фёдор (отец нового царя). Это был очень добрый и ласковый боярин, щёголь и очень любознательный человек…

Принятое юношей государство было в жалком состоянии. Казна была разграблена до того, что «правительство не могло давать жалованья войску, облегчить какими-либо льготами разрозненный народ».

Одной из главных забот нового царя было приведение в порядок государственных доходов, которые в смутное время пришли в совершенное расстройство. Многие из жителей в разорённых городах и сёлах, чтобы не платить царских податей, разбежались в другие города и скрывались у родственников; из них были даже такие, которые отдавали себя в запись боярам или монастырям, только бы не платить ничего в казну. Воеводы и приказные, вместо того чтобы останавливать такие беспорядки, ещё более увеличивали их своими несправедливостями и обидами людей невинных.

В 1617 г. заключён мир со Швецией. К России вернулись Новгород, Старая Русса, Ладога, Порхов. Но к Швеции отошли Иван-город, Орешек и другие города в Прибалтике. Россия оказалась отрезанной от моря.

В сентябре 1618 г. князь Пожарский вторично спасает Москву от нашествия поляков. В 1619 г. возвращается из польского плена отец царя Фёдор Никитич Романов (патриарх Филарет).

Всё прочней и твёрже становится на ноги обескровленная Смутой Россия. Царь, чтобы поддержать простой люд, разрешил ему селиться по пустынным, удобным для земледелия просторам Сибири. Добровольным переселенцам давал льготы: лошадей от казны, сельхозорудия.

И пошли мужички…

Дошли до Енисея и основали в 1628 г. Красноярск. К 1631 г. уже на Ангаре возвели Братский Острог. Осенью 1632 г. основали Якутск. В 1632-1634 г.г. Россия билась с поляками за возвращение Смоленска. Неудачно…

В 1633 г. на Русь двинулись крымские татары. Дошли до Тулы, Каширы, Калуги, окрестностей Москвы. Но Русь была уже не та. Вернулись татары восвояси. Чтобы обезопасить себя впредь от подобных набегов, царь приказал построить целую цепь городов по Белгородской черте. В 1636 г. в рамках этой программы и был основан Тамбов.

В 1639-1641 г.г. экспедиция Ивана Москвитина вышла к Тихому океану. В 1643-1646 г.г. русские люди пришли в Приамурье.

При Михаиле Фёдоровиче к России потянулись народы, испытывающие гнёт завоевателей. В частности, в 1639 г. на верность русскому царю присягнул Теймураз I, царь Кахетии, грузинского государства, ведшего длительную и изнурительную борьбу за независимость против Ирана и Турции.

Но не только войнами и походами славно время его. В эти годы увеличился наплыв иностранцев в Москву. На Западе вербовали не только наёмных солдат и офицеров: приглашали ремесленников, купцов, учёных. В его царствование появились первые учебники: «Грамматика» Смотрицкого (1619), «Синопсис» (Русская история) Гизеля и другие, по которым учились русские люди до времён Ломоносова.

4 июля (24 июня) 1614 г. атамана Заруцкого, Марину Мнишек и её сына, «ворёнка», скованными отправили из Астрахани в Москву. Четырёхлетний сын Марины был всенародно повешен за Серпуховскими воротами, став одной из последних жертв Смуты. Ивана Заруцкого посадили на кол. Следы же самой Мнишек теряются. Одни историки считают, что ей отрубили голову, другие, что утопили в речке, третьи, что отправили в монастырь, где она спустя некоторое время и умерла.

26 (16) декабря 1614 г. в Москве, у Серпуховских ворот, в этот морозный день состоялась казнь государственного преступника. Уходящая в историю Смута завершалась расправами над её самыми активными участниками, не желавшими признать восстановления законности в России.

Но данная казнь к торжеству закона имела мало отношения. Приговорённому к смерти не было и четырёх лет. Тем не менее палач накинул на его маленькую голову петлю и повесил несчастного.
Однако петля и виселица были рассчитаны на взрослого человека, а не на тщедушное детское тельце. В результате несчастный ребёнок умирал более трёх часов, задыхаясь, плача и зовя маму.

Возможно, в итоге мальчик умер даже не от удушения, а от холода.

За годы Смутного времени Россия привыкла к зверствам, однако казнь, учинённая в этот день, была из ряда вон выходящей.

Казнённым был Иван Ворёнок, приговорённый к смерти «за свои злые дела».

На самом деле трёхлетний мальчик, расправа над которым завершала Смутное время, был сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек. В глазах сторонников его родителей мальчик был царевичем Иваном Дмитриевичем, законным наследником русского престола.

Разумеется, фактически никаких прав у мальчика на власть не было. Однако сторонники нового царя Михаила Фёдоровича Романова полагали, что маленький «царевич» может стать «знаменем» для противников новой династии.

«Нельзя оставлять им знамени», — решили сторонники Романовых и отправили трёхлетнего ребёнка на виселицу.

Разве кто-то из них тогда мог подумать, что три века спустя правление Романовых закончится тем же, с чего оно началось? («АиФ», 12. 08. 2014 г.)