3 февраля (24 января) 1648 г. запорожские казаки подняли восстание против поляков. Началась война украинского народа за освобождение от польского владычества.

15-16 (5-6) мая 1648 г. украинское войско Богдана Хмельницкого и союзный отряд крымских татар нанесли поражение авангарду польских войск при Жёлтых Водах (ныне Днепропетровская область). Польским войском командовал сын Николая Потоцкого Стефан, прошедший со своим отрядом вглубь степи и до сего момента не встретившего сопротивление.

Богдан Хмельницкий

Битва под Жёлтыми водами стала первым существенным достижением восставших. Началавшаяся освободительная война украинцев и белорусов против засилья поляков, продолжалась до 1654 г.

26 (16 мая) 1648 г. отряды запорожского гетмана Б. Хмельницкого, заключившего союз с крымским ханом, одержали победу под Корсунем над передовыми польскими войсками под командованием гетманов Николая Потоцкого и Мартына Заславского, отправленными на усмирение мятежных казаков. После победы Хмельницкого у Жёлтых Вод его войско направилось в Корсунь, однако поляки опередили повстанцев, напали на город, разграбили его, вырезали часть населения. Хмельницкий решил нагнать коронное войско, и в этот день польская армия попала в засаду в Гороховой Дубраве. Почти 20-тысячное войско поляков было уничтожено, коренной гетман Потоцкий и военачальник Калиновский были взяты в плен и отданы татарам в благодарность за их помощь.

Битва стала одним из решающих сражений в борьбе украинского и белорусского народов за освобождение в середине ХVII в.

Вскоре Хмальницкий вступил в Киев и занял значительную часть Украины, объявив её независимой. Вопрос о возможном переходе казаков в чьё-либо подданство оставался открытым. Власти России также выжидали…

11 июня 1648 г. в третий год царствования Алексея Михайловича в Москве вспыхнул Соляной бунт.

Восстание было направлено против бояр и приказных людей – Морозова, Плещеева, Траханиотова и Чистого. Своего рода цепной реакцией стали восстания в Козлове, Великом Устюге, Курске, Челнавске, продолжавшиеся до 1649 г.

Соляной бунт

Соляным бунт назвали из-за пошлины на соль, введённой в 1646 г. Но пошлина была не единственной его причиной, а была той самой соломинкой, которая переломила хребет верблюду.

Платёжеспособность населения в начале царствования была крайне низка. Увеличивать прямые налоги не имело смысла. Царь ввёл налоги косвенные. На соль, в частности. Хотелось пополнить тощую казну. Через год она стала ещё беднее. Причин две. Во-первых, из-за непомерно высоких (за счёт налогов) цен на соль её перестали покупать. Та, что осталась не раскупленной – окаменела или растерялась на складах. И вторая причина ещё большего оскудения казны – убытки от рыбной торговли. Огромные запасы рыбы протухли из-за того, что вздорожавшую соль стали экономить. Так что автором крылатого выражения «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда» мог быть не российский премьер конца ХХ столетия В.С. Черномырдин, а сам «тишайший» ещё в середине ХУII в. То же самое случилось и с денежной реформой в 1662 г. Ввели медные деньги – получили «медный бунт». Вернулись к серебру.

Алексей Михайлович вступил на престол в весьма нежном возрасте, и роль его ближайшего советника занял боярин Борис Иванович Морозов. Юный царь поначалу мало вникал в дела государственные, и Морозов управлял страной фактически из-за трона. Как и многие другие любители залатать бюджет за счёт подданных, Морозов и его приближённые вводили всё новые и новые налоги для пополнения казны. Естественно, что в народе начало зреть недовольство, а введённая в 1646 г. пошлина на соль, довела это недовольство до точки кипения.

В этот день царь с семьёй возвращался в Москву с богомолья из Троице-Сергиевского монастыря. По дороге его встретила возбуждённая толпа народа с челобитной, чтобы снизить налоги. Сограждане в ультимативной форме потребовали от царя выдачи ближайшего царского советника и фактически правителя государства Б. Морозова и его приспешников – Леонтия Плещеева и Петра Траханиотова. Боярин Морозов приказал стрельцам разогнать толпу. «Крайне возмущенный этим народ схватился за камни и палки и стал бросать их в стрельцов, так что даже отчасти пострадали и получили раны лица, сопровождавшие супругу его величества». Толпу разогнали.

Вообще-то эта дата вызывает некоторые сомнения. Одни источники утверждают, что это произошло в мае, другие — что в июне, но в том, что царя действительно остановили прямо в центре Москвы и даже хватали под уздцы его лошадь, сомнений нет.

На следующий день народ пришёл на Красную площадь с жалобами на всякие налоги и разорения. не поддаваясь уговорам бояр, патриарха и царя, вновь пытались вручить челобитную, но бояре, разорвав челобитную в клочья, бросили ее в толпу челобитчиков.

В Москве «учинилась большая смута», город оказался во власти разъяренных горожан. Люди требовали отмены налогов и выдачи их авторов. Переговоры с москвичами ни к чему не привели, и они начали громить дворы бояр и дворян, которых считали виноватыми. 12 июня на сторону горожан перешла большая часть стрельцов. Народ ворвался в Кремль, требуя выдачи начальника Земского приказа Леонтия Плещеева, ведавшего управлением и полицейской службой Москвы, думного дьяка Назария Чистого — инициатора соляного налога, боярина Морозова и его шурина окольничего Петра Траханиотова. Восставшие подожгли Белый город и Китай-город, разгромили дворы наиболее ненавистных бояр, окольничих, дьяков и купцов. Думный дьяк Назарий Чистой, автор налога на соль, спрятался под кучей веников. Его выдал слуга, и народ забил Чистого палками до смерти. Видя, как развивается ситуация, Алексей Михайлович согласился выдать народу самых ненавистных мужей – Плещеева и Траханиотова.

14 июня Плещеев был выведен палачом на Красную площадь и растерзан толпой. Одним из главных своих недругов восставшие считали главу Пушкарского приказа окольничего Петра Тихоновича Траханиотова, которого народ считал «виновником незадолго перед этим наложенной на соль пошлины». Опасаясь за свою жизнь, Траханиотов бежал из Москвы.

15 июня царь Алексей Михайлович приказал князю Семёну Романовичу Пожарскому догнать Траханиотова. «И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево князь Семена Романовича Пожарсково, а с ним 50 человек московских стрельцов, велел Петра Траханиотова на дороге сугнать и привесть к себе государю к Москве. И окольничей князь Семен Романович Пожарской сугнал ево Петра на дороге у Троицы в Сергееве монастыре и привез ево к Москве связана июня в 5 день. И государь царь велел ево Петра Траханиотова за ту их измену и за московской пожег перед миром казнить на Пожаре».

Смута в городе продолжалась ещё три дня. В назначенный день царь обратился к народу и пообещал откорректировать налоги, как просили москвичи.

Не участвовавшие в восстании дворяне воспользовались движением народа и потребовали от царя созыва Земского собора.

18 (8) июня 1648 г. Б. Хмельницкий, гетман войска Запорожского и украинского «реестрового» казачьего войска, впервые обратился в Москву с просьбой о принятии обоих войск в подданство России. Москва, не желая в тот момент втягиваться в войну с Польшей, медлила с согласием шесть лет.

Никто не знает, как поступит Толпа, тем более — она сама.

Т. Карлейль

1 июля (21 июня) 1648 г. начался морской поход Семёна Дежнёва (около 1690–1673 г.г.) от устья Колымы на Анадырь, в результате которого был открыт пролив между Азией и Америкой.

10 июля (30 июня) 1648 г. землепроходец С. Дежнев обогнул Чукотку, открыв «Каменный нос», северо-восточную оконечность Азиатского континента.

18 (8) июля 1648 г. началось падение всевластного когда-то патриарха Никона.

Патриарх Никон

Царь Алексей был недоволен тем, что Никон занимался не только своей епархией, то есть церковными делами, но влиял и на светские, величая себя «государем». Прямая распря случилась 6 июля 1658 г. В царском дворце давали пир в честь приехавшего из Грузии царевича Теймураза. А Никона-то и не пригласили. Тот, обидевшись, начал разбирательство, но объяснений ему не дали. Никон не стерпел и решил указать царю его место. 9 июля патриарх велел благовестить к службе до тех пор, пока Алексей не явится в Успенский собор. Но царь… не пришёл.

С этого момента жизнь Никона изменилась. Куда-то исчезли толпы просителей, с раннего утра собиравшиеся в патриаршем дворце. Бояре и дьяки не являлись больше с докладами. Не наносили визиты и иноземные архиереи. Все они притаились, ожидая, чем закончится противостояние царя и патриарха. Видя, что остался один, решился Никон на крайнюю меру, которая, однако, до того исправно помогала всем его предшественникам. Патриарх велел принести себе простую монашескую рясу, клобук и палку, вышел к народу и сказал, что быть патриархом не желает и уходит в монастырь. Народ всполошился. Не любят русские люди, когда уходят от них цари или, еще пуще, патриархи. То ли сиротство переносить не могут, то ли еще чего. В общем, не пустили Никона никуда и побежали к царю с воплями: «Патриарх уходит!» Царь смилостивился и прислал к Никону боярина Алексея Никитича Трубецкого с примирительным словом. Никон таковым словом не удовлетворился и сказал, что все равно уйдет. А Трубецкой, вопреки ожиданиям, особо и не настаивал. Так что Никону, хочешь не хочешь, а действительно пришлось уйти.

26 (16) июля 1648 г. началась работа над Судебником 1649 г. (своего рода новая Конституция Русского государства). Царь с Боярской думой и Освященным собором «приговорил выбрать пристойные к государственным и земским делам статьи из правил апостольских и святых отцов, из законов греческих царей, а также собрать указы прежних русских государей и боярские приговоры, справить эти указы и приговоры со старыми судебниками, а по каким делам в судебниках прежних государей указа не положено и боярских приговоров не было, написать новые статьи и всё это сделать общим советом» (В. Ключевский).

23 (13) сентября 1648 г. в битве у села Пилявицы Б. Хмельницкий разбил 80-тысячное войско поляков. Началось освобождение Украины от поляков.

30 (20) сентября 1648 г. экспедиция С. Дежнёва впервые прошла и фактически открыла пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный Беринговым. Дежнёв, выйдя из Колымы, совершил плавание вокруг Чукотки, один из мысов этого полуострова назван его именем.

23 (13) октября 1648 г. в Москву с Афона прибыла чудотворная Иверская икона Божией Матери.

Эта икона была одной из самых почитаемых в Москве и во всех начинаниях, будь то сдача школьного экзамена гимназистом или начало многомиллионного купеческого торгового дела, просили её покровительства. Иверская часовня у въезда в Китай-город, в которой пребывала икона, всегда была полна молящихся. В часовне у Иверских ворот обычно стояла копия знаменитой иконы, а саму икону с утра до вечера возили по всей Москве в особой карете, несомой шестёркой лошадей.

Большевики в ночь на 31 июля 1929 г. снесли Иверскую часовню под предлогом того, что она, якобы, стесняла уличное движение. В течение нескольких десятилетий святая чудотворная икона находилась в церкви Воскресения Христова у метро «Сокольники», а после восстановления Иверской часовни у Красной площади доставлена туда.