5 сентября (26 августа) 1664 г. лидер русских староверов протопоп Аввакум сослан царем в Пустоозерский монастырь.

23 (13) мая 1666 г. большой Московский собор русских архиереев предал анафеме всех, кто придерживался старых церковных обрядов, и одобрил все исправления, внесенные шестым патриархом Московским и всея Руси Никоном в богослужебные книги и обряды. Этим решением датируется великий раскол Русской православной церкви.

11 (1) сентября 1666 г. в России введен налог на бороды.

22 (12) декабря 1666 г. в московском Чудовом монастыре произошло событие преинтереснейшее, а главное — беспрецедентное: состоялся суд над патриархом, чего на Руси ещё не бывало. Подсудимым был Никон.

Суд над Патриархом Никоном в 1666 году.

В этот день ему были прочтены обвинения — выставлялось на вид, что он смутил Русское царство, вмешивался в гражданские дела; что давал своему монастырю гордые названия Вифлеема, Голгофы, Иерусалима; что злоупотреблял анафемой, что мучил иноков мирскими наказаниями и пытками… Его объявили лишённым патриаршества и священства, только иночество было оставлено за ним.

Вся эта история началась задолго до того. Никону случилось поссориться с царем Алексеем Михайловичем. Вообще-то даже не Никон и Алексей Михайлович поссорились между собой, а всего лишь подрались их слуги. Царский окольничий Хитрово, когда ему под горячую Руку попался один из патриарших бояр, ненароком прибил его. Никон такого оскорбления своему сану стерпеть не мог и нажаловался государю. Тот посчитал историю не стоящей выеденного яйца, приказал Хитрово принести извинения патриарху и забыл об этой истории. Однако среди множества недостатков Никона было и невероятное злопамятство. Он подобные обиды не забывал никогда. И когда в 1666 г. в Москве собрался Вселенский православный собор, Никон на него наплевал и из Москвы уехал. За ним посылали три раза, но ответ был один — не поеду, и все тут. И когда уже патриарх сам наконец было собрался ехать, терпение царя лопнуло и он просто-таки приказал ему прибыть в столицу, посадил чуть ли не под домашний арест и на следующий день велел прийти в столбовую избу на серьезный разговор с царем и вселенскими патриархами.

Никон пришел и, нимало не смутившись, высказал царю все свои обиды. Царь, в свою очередь, указал ему на то, что все время его патриаршества Русская церковь находится в постоянном расколе и смуте и все его, Никона, нововведения пока ни к чему хорошему не привели. Вселенские патриархи начали Никона стыдить и увещевать. Он их назвал еретиками. Те, конечно, обиделись и решили судить строптивого коллегу по всем правилам патриаршего собора. А чтобы еще больше Никону досадить, антиохийский патриарх благословил того самого Хитрово, с которого вся эта каша и заварилась.

Суд состоялся через несколько дней в небольшой церкви Благовещения в Чудовом монастыре. Царя на нем не было. После долгих препирательств Никону зачитали приговор, в котором Он обвинялся в том, что возносил хулы на государя, называя его латиномудренником, мучителем и обидчиком, на всех бояр и на всю Русскую церковь. Ему также поставили в вину жестокое обращение с подчиненными, которых он наказывал кнутом, палками, а иногда и пытал огнем. По прочтении приговора некогда всемогущий патриарх стал простым чернецом.

Он, вмешивавшийся во все государственные дела, считая, что «священство выше царства», проведший церковные реформы, вызвавшие раскол, так и умрёт в заточении в Ферапонтовом монастыре 27 (17) мая 1681 г.

23 (13) января 1667 г. 31-й съезд польских и русских послов в деревне Андрусове (близ Смоленска) наконец-то привел к результату: были написаны договорные статьи заключаемого сторонами перемирия.

Успеху дела, не двигавшегося с места несколько лет, в значительной мере способствовал великий и полномочный посол Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Одной из самых действенных мер оказалось обещание щедрого государева жалованья польским комиссарам. Нащокин писал им: «Королевскому величеству мы не можем назначить, но когда будут у него царские послы с мирным подтверждением, то привезут достойные дары…» Но поляков гораздо больше интересовали не королевские, а личные дары. Прибывший от них Иероним Комар 16 (6) января бил челом, чтоб сверх обещанных денег в тайную дачу пожаловал им государь явно соболями, чтобы им можно было хвалиться перед людьми, а для себя лично Комар просил вместо ефимков дать ему золотыми червонными, потому что червонцы легче скрыть, так что и домашние не узнают. На редкость прагматичный посол объявил, что как только комиссары получат государево жалованье, сразу же станут писать договорные статьи. Деньги были высланы из Москвы немедленно.

9 февраля (30 января) 1667 г. Андрусовское перемирие завершило русско-польскую войну 1654-1667 г.г. В результате к России отошли Левобережная Украина и город Киев.

26 (16) мая 1667 г. на церковном Соборе узаконен православный обычай — крестного знамения тремя первыми перстами, которые, сложенные вместе, означают святую Троицу, последние два, пригнутые к ладони, означают Христа, в двух естествах сошедших на землю. Движение сложенной таким образом руки означает крест Христов, приложение руки к челу, груди и плечам означает освящение мыслей, чувств и действий.

2 июля (22 июня) 1667 г. последовало распоряжение Алексея Михайловича о строении кораблей для Каспийского моря.

26 (16) мая 1668 г. мастера Яков Полуэктов и Степан Петров на верфи в дворцовом селе Деулино Коломенского уезда достроили и спустили на воду реки Оки первый русский военный корабль «Орёл». Это был трёхмачтовый парусный корабль с экипажем около 60 чел. и со своим собственным военным уставом, который стал прообразом первого русского морского устава. Корабль был 2-палубным, имел на вооружении 22 пушки.

Увы, первенцу русского военного флота не удалось покрыть себя славой: во время крестьянской войны под предводительством Разина «Орёл» попал в руки казаков, а потом так и простоял без дела.

И всё-таки судьба первого русского военного корабля счастливее судьбы никогда не стрелявшей Царь-пушки. Опыт строительства «Орла» пришёлся очень кстати русским корабельщикам, создававшим Азовскую флотилию. И потом над палубой «дедушки» русского флота, может быть, впервые развевался трёхцветный красно-бело-синий российский флаг.

22 (12) июня 1668 г. царские стрельцы во главе с воеводой Иваном Мещериновым начали осаду Соловецкого монастыря, иноки которого отказались принять церковную реформу патриарха Никона 1653 г. Осада обители, которая продолжала оставаться оплотом старообрядчества, длилась 8 лет. Лишь 8 лет спустя войскам во главе с третьим по счету за годы осады воеводой удалось сломить сопротивление соловчан.

Соловецкое сидение

Монахи мужественно защищали крепость и отражали все атаки стрельцов. Бастион пал в результате предательства: измена монаха Феоктиста, показавшего тайный вход в монастырь, открыла ворота монастыря.

Проникнув в обитель, стрельцы начали жестокую расправу над иноками. Архимандрита Никанора, связав, бросили в одной рубахе в крепостной ров умирать от мороза. Старца Макария заживо заморозили во льду, старцев Хрисанфа и Феодора четвертовали, прочих иноков, включая престарелых и больных, жгли, топили, вешали за ребра на крюках…

Широкую картину соловецких событий описал старобрядческий писатель Симеон Дионисьевич Мышецкий (1682–1741) в сочинении «История об отцах и страдальцах соловецких».

Через неделю после взятия монастыря от тяжелой скоропостижной болезни умер царь Алексей Михайлович, успевший, по преданию, понять, что именно за «разорение обители преподобных принимает наказание». Новый царь, Феодор Алексеевич, расследовав обстоятельства штурма, велел наказать Мещеринова за превышение полномочий и заточить его на тех же Соловках.

После расследования уцелевших от соловецкого сидения иноков перевезли на материк, братию заменили на никониан, и с тех пор Соловецкий монастырь стал новообрядческим.

7 октября (27 сентября) 1669 г. образована первая в России Киевская Духовная академия.