В любом деле нужно выждать, пока для него не созреют благоприятные условия. Счастлив тот, кто приходит именно тогда, когда они уже созрели.

Н. Шамфор

14 (4) июня 1672 г. издан указ о рождении первых театральных представлений в России.

Как-то в доме боярина Артамона Сергеевича Матвеева Алексей Михайлович увидел музыкальное представление. Оно настолько понравилось царю, что тот загорелся идеей создать в Москве театр. Распоряжение о создании придворного театра было дано, но дело затянулось. Государь не оставил свою идею. Отправляя за границу полковника фон Стадена, дабы тот привёз в Россию специалистов разных, царь повелел найти двух, которые бы «могли комедии строить».

Однако до того ещё, как Стаден вернулся из Европы, театральный деятель сыскался в Москве, в немецкой слободе. Звали его Иоганн Фридрих Грегори.

Грегори было велено создать театр и поставить комедию «Артоксерксово действо». В то время все спектакли на Руси назывались комедиями, хотя пьеса должна была повествовать о том, как Эсфирь, жена Артоксеркса, спасла свой народ от истребления. На этот раз премьера состоялась. Грегори построил театр и пьесу поставил, как должно. Царь подарил ему сорок соболей, а актёрам было выдано жалованье. Театр дал 9 спектаклей.

После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт, но его сын Пётр вскоре возобновил это дело изрядно.

Алексей Михайлович «Тишайший»

27 (17) октября 1672 г. придворный театр поставил первую драматическую пьесу на Руси. Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из немецкой слободы пастору Грегори. Он набрал труппу из 15-16 летних юношей и начал их обучение актёрскому мастерству. В это время в селе Преображенском, летней резиденции царя, было сооружено специально приспособленное для представлений здание — «комедийная хоромина». Для царя было отведено особое, богато украшенное место, а сбоку было устроено ложе для царицы и царевен, отгороженное деревянной решёткой, из которой они могли видеть всё происходящее на сцене, оставаясь сами невидимыми.

Сюжет для первого спектакля был взят из Библии и назывался «Эсфирь». Представление длилось целых 10 часов, в нём участвовало более 60 актёров. Так как актёры из немецкой слободы были, в основном, иностранцами, первый спектакль и последующие шли на немецком языке.

16 (6) ноября 1672 г. царь Алексей Михайлович подписал указ об организации почты на русских землях. Обычное письмо из Киева в Москву должно было приходить за 15-20 дней, срочное — за 6-8.

16 (6) февраля 1673 г. впервые при русском царском дворе показан балет — «Орфей и Эвридика» немецкого композитора Генриха Шютца.

16 (6) июля 1675 г. в Боровске казнили 14 узников за приверженность «старой вере». В их числе инокиня Иустина. Боярыню Морозову и княгиню Урусову перевели в земляную тюрьму.

12 (2) ноября 1675 г. в Боровске умерла верховая дворцовая боярыня Морозова Феодосия Прокофьевна. Та самая, что изображена на картине Сурикова.

Боярыня Морозова

Феодосия Морозова была дочерью видного государственного деятеля Московского царства окольничего, приходившегося родственником Марии Милославской, первой жене царя Алексея Михайловича. Девичья фамилия её была Соковнина. Её предки были немцы, приехавшие на Русь при Василии 3, а фамилию Соковнины обрели они от пожалованной им деревни. Когда Феодосии было 17 лет, сам царь благословил её под венец за царского стольника ближнего боярина Морозова. Глебу Морозову было уже более 50 лет, но разве 35 лет разницы в возрасте могут быть помехой для настоящей любви?

Всё сначала складывалось как нельзя лучше. Близкие Феодосию любили, холили и лелеяли. Но Морозовой ещё не было и 30, когда умер муж. Она стала наследницей огромных богатств. Её ближайшая свита насчитывала 300 чел. Именно в то время и начал оказывать на неё большое влияние протопоп Аввакум, старовер. Феодосия начала раздавать сирым и нищим огромные богатства, превратила свой дом не то в приют, не то в богадельню. Затем Морозова привела к себе в дом 5 изгнанных за старую веру монахинь. Потом в её дому завёлся нищий Стефан, весь покрытый гнойными язвами и струпьями. Морозова «сама язвы гнойные ему измывала, своими руками служила, ела из одного с ним блюда».

Мало-помалу экстравагантные выходки юной вдовы стали привлекать к себе внимание двора и самого царя.

Морозова, благодаря усилиям Аввакума превратилась в фанатичную староверку. До поры до времени её не трогали, но после того как боярыня отказалась явиться на венчание царя Алексея Михайловича с Нарышкиной, произошла катастрофа. Как говорится: «Не плюй в колодец». Царское заступничество кончилось…

Арестованных Морозову и княгиню Урусову в 1671 г. сначала отвезли в подворье Печерского монастыря, а затем в Боровск, где она со своей сподвижницей была посажена в земляную яму.

Морозова была настолько фанатична, что как-то сказала, что ради веры готова отдать сына на растерзание псам…

1 февраля (22 января) 1676 г. закончилось почти 8-летнее «Соловецкое сидение»: правительственные войска захватили Соловецкий монастырь, считавшийся центром раскольничества. С лета 1668 г. раскольники, не принявшие церковной реформы патриарха Никона и отказавшиеся принять «новоисправленные богослужебные» книги, успешно обороняли Соловецкий монастырь от царских войск. Но в конце 1675 г. воевода Мещеринов не стал по обычаю зимовать в Сумской, а остался под монастырём. Первый приступ не удался, но перебежчик монах Феоктист указал воеводе отверстие в стене, легко заложенное камнями. В ночь на 1 февраля (22 января) Феоктист повёл стрельцов к отверстию. Камни были выломаны, и к рассвету нападавшие уже были в монастыре. Большинство защитников монастыря погибло, оставшиеся — пленены и разосланы по острогам, а те, которые объявили, что повинуются государю и Церкви, были прощены и остались жить в монастыре.

8 февраля (29 января) 1676 г. от сердечного приступа умер за полтора месяца до 47-летия царь Алексей Михайлович. Об утрате москвичам возвестили в девять часов вечера три удара колокола Успенского собора Кремля.

Современники называли его Тишайшим, т.е., в нашем понимании, смиренным и кротким. Как же сложился этот исторический миф? Ведь Алексей Михайлович совсем не был таким. Все дело в том, что в XVII в. под тишайшим монархом подразумевали совсем иное: это – «обладатель тишины», царь, который умеет поддержать порядок.

Он правил 30 лет и 5 месяцев. И это было не худшее для России время. Его царствование отмечено изданием нового свода законов, известного под названием «Соборное Уложение», Никоновской церковной реформой, двумя войнами с Польшей и одной войной со Швецией. При нём присоединена Малороссия (вновь стали рядом народы-братья – русские и украинцы, и древний Киев объединился с Москвой в единой державе) и положен конец польским притязаниям к России, возвращены ранее отторгнутые земли.

Что же касается умения поддерживать порядок, то здесь Алексей Михайлович явно не преуспел: недаром время его правления называют бунташным – Соляной и Медный бунты, череда городских восстаний, бунт (а по сути – гражданская война) под водительством Степана Разина. Московская Русь переживала кризис – государственный, социальный, культурный, и Алексей Михайлович был человеком этого кризисного, переходного времени.

При нём началась трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникла светская литература, зародилась живопись, при дворе устраивались первые «комедийные действа».

Склонный к богословским диспутам, не чуждый литературной деятельности (ему приписывается ряд литературных сочинений, в том числе «Послание на Соловки», «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Урядник сокольничья пути» и другие), царь этот в действительности был властным и решительным. Он активно участвовал в управлении страной, целеустремлённо добиваясь укрепления самодержавия.

Алексей Михайлович был достаточно образован, первым из русских царей нарушил традицию и стал собственноручно подписывать документы.

Был два раза женат. Сыновья Фёдор, Иоанн и дочь Софья были от первой жены, а Пётр — от второй. После его кончины и погребения в Москве в Архангельском соборе именно эти трое наследников претендовали на престол. В результате первое время фактически управление государством Российским находилось в руках царевны Софьи при официальном одновременном правлении царевичей Ивана и Петра. А всего у Алексея Михайловича было 14 детей. В этот же самый день в 1696 г. и 1725 г. скончаются и два его сына — цари Иван V и Петр I.

Россия стояла на пути нового времени. Один из его сыновей вскоре «поднимет Россию на дыбы», а пока ему только 4 года от роду. Так что до этого ещё много чего случится…