Ни само по себе европейское признание, ни даже размеры
присоединённых территорий ещё не делают державу великой.

А. Казинцев

1676 — 1682 Фёдор Алексеевич 1661 — 1682

8 февраля (29 января) 1676 г. началось царствование Фёдора Алексеевича. Ему нельзя было отказать в уме и образовании, но со здоровьем у царевича с самого рождения были серьезные проблемы. Ходил он, опираясь на палку, и был вынужден просить помощи у придворного даже для того, чтобы снять шапку перед иностранным посланником. При дворе, как известно, образовались две группировки: знатного и богатого рода Милославских и незнатных и небогатых Нарышкиных. После смерти мужа Н. Нарышкина оставалась царицей, и просто так избавиться от нее было нельзя. Пришлось Милославским интриговать. Учитывая древность и знатность рода, можно не сомневаться, что интриговать они умели. В итоге Наталью Кирилловну вместе с сыном, будущим Петром I, сослали в деревню, с глаз долой.

Фёдор Алексеевич

Он родился 9 июня (30 мая) 1661 г. Венчан на царство в возрасте 15 лет. С детства отличался слабым здоровьем, потому и прожил всего 21 год, но, тем не менее, его готовили к престолонаследию. Наставником Фёдора был Симеон Полоцкий, обучивший царя языкам, посвятивший его в основы западной культуры.

При Фёдоре Боярская Дума обрела больший вес в принятии государственных решений, число её членов возросло с 66 до 99. Тем не менее, царь и сам принимал обширное участие в управлении страной.

Фёдор был просвещенным и мудрым правителем, несмотря на свою молодость. Под его руководством была проведена перепись населения и отменен указ о невыдаче беглых крестьян, записавшихся в армию.

Царь попытался проводить в стране реформы, преобразовывавшие Россию по западному образцу. Были смягчены уголовные наказания, введено воеводское и местное приказное управление. Была проведена попытка введения в России чинов, что будет позже осуществлено Петром I. Посредством табели о рангах было отменено наследование чина.

Фёдор был противником вмешательства церкви в управление государством. Он отстранил патриарха Иоакима от участия в светских делах и увеличил налоги на церковные имения.

Осознавая важность образования, Федор приглашал в Россию зарубежных специалистов для преподавания. Был инициатором организации славяно-греко-римской академии, хотя и не дожил до её открытия.

Наследника царь после себя не оставил. Его первая жена, Агафья Грушецкая, умерла при родах, а вскоре погиб и младенец. Второй брак с Марфой Апраксиной продлился всего два месяца. В возрасте двадцати лет скончался сам царь.

28 (18) июня 1676 г. состоялась коронация царя Фёдора. Он, старший сын Алексея Михайловича, был объявлен наследником престола ещё за два года до смерти отца.

Новый государь имел 15 лет от роду, был очень слаб здоровьем, но добрых дел за недолгий период успел свершить немало. Главным из них было уничтожение местничества. Царь Фёдор каждый день присутствовал в большой думе; каждый день принимал всякого, кто имел нужду лично о чём-нибудь просить его; часто посещал училища, богадельни, больницы. Многие из этих заведений были основаны при нём, и в том числе Славяно-греко-латинская академия в Москве.

8 октября (28 сентября) 1676 г. московские власти зарегистрировали жалобу на непорядок, за которым в наши дни закрепилось название «невыплата зарплаты». Обжигальщики кирпичей Анисим Потапов, Козьма Евдокимов и Никита Семенов подали «скаску» (записку), в которой говорилось, что они обожгли 800 тыс. шт. кирпича, но жалованья за эту работу не получили. В Москве, крупно горевшей едва ли не еженедельно, кирпич считался своего рода стратегическим товаром, и царский указ о выдаче денег последовал на следующий же день.

20 (10) сентября 1679 г. в своё недолгое правление царь Федор Алексеевич указом милостиво повелел преступников вместо отсечения им рук и ног ссылать в Сибирь.

9 октября (29 сентября) 1679 г. патриарх Иоахим приказал описать земли московского уезда и составить чертежи. Они легли в основу первой карты Московской губернии, которая появилась в 1711 г. и которую гравировал иглой Василий Куприянов. В ней есть некоторые неточности, но это не умаляет её ценности.

5 сентября (26 августа) 1680 г. скончался церковный и общественный деятель, просветитель Симеон Полоцкий, один из основателей Славяно-греко-латинской академии в Москве.

13 (3) января 1681 г. заключен Бахчисарайский мир между Россией, с одной стороны, и Турцией и Крымским ханством — с другой. Согласно этому документу, было признано воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева, а также русское подданство запорожских казаков.

27 (17) августа 1681 г. в Ярославле по дороге в Воскресенский монастырь скончался патриарх Никон (в миру Никита Минов).

Родился он в 1605 г., в семье крестьянина села Вальдеманова Княгинского уезда Нижегородской губернии. В детстве много вытерпел от мачехи и рано приучился полагаться только на себя. В Анзерском скиту, недалеко от Соловецкого монастыря, он принял монашество под именем Никона. С 1646 г. сделался известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре был назначен архимандритом московского Новоспасского монастыря. В 1648 г. он уже митрополит Новгородский. Во время новгородского бунта 1650 г. с риском для собственной жизни пытался личными увещаниями восстановить порядок. С этого времени царь в письмах к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником». В 1652 г. Никон перевёз в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, замученного Иваном Грозным. Во время этой поездки умер в Москве патриарх Иосиф, и Никон был избран его преемником. Упорными отказами от звания патриарха Никон заставил царя на коленях умолять его принять патриарший сан и дал согласие лишь после того, как все присутствовавшие в церкви, в том числе царь и бояре, поклялись, что будут во всём беспрекословно слушать его как «архипастыря и отца верховнейшего». Первым важным распоряжением Никона и вместе с тем началом реформы было предписание в 1653 г. «творить в церкви» вместо «метаний на колену» поклоны «в пояс» и креститься «тремя персты» по образу Греческой церкви. Это распоряжение шло вразрез с постановлением Стоглавого собора и вызвало резкий протест у части духовенства и народа. Образ действий Никона только усилил сопротивление его противников. Соглашение между ними стало невозможным, потому что обе стороны исходили, по существу, из одинаковых ложных принципов: они придавали обрядам первостепенную важность в делах веры, не отличая их от догматов. Не поддержанный частью духовенства, противившегося нововведениям и усилению власти патриарха, Никон, жестоко преследуя своих противников, стал виновником раскола. На время Никон достиг своей цели: он пользовался в Церкви неограниченными полномочиями. Власть патриарха распространялась и на государственные дела. Во время польско-литовских походов (1654-1656) Алексея Михайловича Никон оставался заместителем царя в Москве. В 1658 г. произошёл разрыв отношений с царём. Никон отрёкся от патриаршей власти, уехал под Москву в основанный им Воскресенский монастырь. Церковный собор в 1666 г. обвинил Никона в произнесении хулы на царя, жестокости, вмешательстве в государственные дела и, подтвердив проведённые им реформы, снял с него сан патриарха, сослав в Ферапонтов, а потом в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. по приказу нового царя Фёдора Алексеевича Никон получил возможность вернуться в Воскресенский монастырь. Был похоронен как патриарх.

7 января 1682 г. (28 декабря 1681 г.) Фёдор Алексеевич решил начать, как у нас принято выражаться, борьбу с привилегиями. Он решил ограничить роскошь бояр, положив каждому чину определённое число лошадей для езды по городу.

С тех пор прошло более трёх веков, но и по сей день вопросы о транспорте придворных время от времени становятся предметом бурных дискуссий, и всё остаётся, как было.

22 (12) января 1682 г. заключен Бахчисарайский мир между Россией, с одной стороны, и Турцией и Крымским ханством — с другой.

Согласно этому документу, рассчитанному на 20 лет, но длившемуся недолго, было признано воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева, а также русское подданство запорожских казаков.

22 (12) января 1682 г. царь Фёдор Алексеевич своим указом отменил в России местничество — систему получения государственных постов по степени знатности и родовитости, введённую ещё в ХIV-ХV веках.

В этот день он назначил чрезвычайное сидение с боярами, к которому были приглашены патриарх, архиереи и выборные начальники монастырей. Разговор пошёл о местничестве, которое «искореняет мир и братское соединение… разрушает усердие…»

«Вековой обычай местничества был отменён по воле слабого, умирающего царя», — читаем мы в «Истории России» С. Соловьёва. Но не возник ли обычай местничества в позднейшие времена снова? Не были ли коммунистические секретари феодалами, поставленными «на кормление» в своих республиках, областях и районах?..

24 (14) апреля 1682 г. в низовьях Печоры, в северном Пустозёрске Архангельского края, по указу царя Фёдора Алексеевича за «великие на царский дом хулы» заживо сожжены в срубе крупнейшие деятели «раскола», убеждённые «старолюбцы» монах Епифаний, поп Лазарь, дьякон Фёдор и проведший 15 лет заключения в земляной тюрьме один из духовных вождей староверия протопоп Аввакум (в миру Аввакум Петрович Кондратьев; род. 5 декабря 1620 г.), крупнейший русский писатель допетровского периода, творения которого стали потрясающим как по своему трагизму, так и по изобразительной силе эпилогом древнерусской литературы. Всем им перед казнью отрезали языки.

Аввакум протестовал против церковных реформ Никона. В своём «Житии» он писал: «…огнём да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить».

В 1653 г. Аввакума, служившего в московском Казанском соборе, за «расколоучительство» сослали в Тобольск, где использовали на бурлацких работах.

После того как патриарх Никон (которого Аввакум именовал не иначе как «собака» и «блядин сын») угодил в опалу, протопопа вернули из ссылки, осыпали царскими милостями и поселили в Кремле. От него требовалось только одно – молчать о своих взглядах. Однако Аввакум опять начал проповедовать старую веру. В 1666 г. на церковном соборе в Москве его расстригли, предали анафеме, а на следующий год сослали на Север.

Сила духа протопопа, его темперамент и убеждённость в собственной правоте были столь велики, что узнику удалось склонить на свою сторону даже тюремную стражу.

«…аз же, присуждением вашим, не сподибихся савана и гроба, но наги кости мои псами растерзаны будут… так добро и любезно мне на земле лежати, и светом одеяну, и небом прикрыту», — писал он, провидя свою насильственную кончину.

А в знаменитом «Житии» вырвалось: «Выпросил у Бога светлую Россию сатана, да же очервленит ю кровию мученическою».

Ах, этот протопоп опальный,
Фанатик, еретик, крикун,
Известный на Руси скандально, —
Ну, да, конечно, Аввакум.

С. Орлов

Аввакум протестовал против церковных реформ Никона. В своём «Житии» он писал: «…огнём да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так?- не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить».

«Вот это книга! – говорил Тургенев о «Житии». – Каждому писателю надо её изучать…»

Аввакум – первый публицист России, предтеча Герцена.

7 мая (27 апреля) 1682 г., процарствовав 6 лет, на 22-м году жизни скончался, к сожалению, не обладавший от природы здоровьем молодой и умный царь Фёдор Алексеевич, оставив государство в тревожном недоумении. Погребён в Архангельском соборе Кремля.

Что же успел сделать для России Фёдор Алексеевич за 6 лет?

Главными событиями его короткого царствования были введение придворного обложения и уничтожение местничества — это когда система распределения государственных должностей строится по принципу знатности. При царе Фёдоре было окончательно закреплено присоединение Левобережной Украины к России, а русским войскам была придана новая организация.

Во время его правления в Москве был устроен Спасский монастырь и богадельни для нищих и убогих, облегчены подати. При нём застраивается Китай-город.

Любопытная деталь: Фёдор и Пётр родились в один день, но с разницей в 11 лет.

У Алексея Михайловича, его отца, из 16 детей в живых оставался, кроме Фёдора, ещё сын Иван, родившийся 7 сентября (27 августа) 1666 г. от первой его супруги М.И. Милославской, и пять дочерей, а от второй супруги Нарышкиной — маленький царевич Пётр. У Фёдора собственных детей не было.

16-летний Иван был слаб умственно и физически, Пётр не имел и десяти лет от роду. Никаких письменных распоряжений о наследнике престола Фёдор не оставил, хотя и говорил иногда, что им будет не Иван, а Пётр.

Говорил он это или нет, но патриарх Иоаким благословил на царство Петра 1 Алексеевича.