13 (2) января 1721 г. указом Петра I учреждается типография Морской академии.

27 (16) января 1721 г. «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворянства, оные и их дети, и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Этот петровский указ позволял людям низших сословий, выбравшим военную службу и заслужившим офицерский чин, войти в высшее, дворянское сословие.

27 (16) января 1721 г. издан Регламент Главного магистрата — центрального учреждения, ведавшего управлением городами и посадским населением.

Сенат петровского времени

Главный магистрат должен был устроить магистраты во всех городах так, чтобы в них находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые и хозяйственные дела. Города делились на пять отделов, к первому принадлежали Петербург, Москва, Новгород, Казань, Рига, Ревель, Архангельск, Астрахань, Ярославль, Вологда, Нижний Новгород. Горожан делили на «регулярных» и «подлых». Регулярные подразделялись на гильдии и цеха.

5 февраля (25 января) 1721 г. по решению Петра I, утвердившего «Духовный регламент», учреждена Духовная коллегия, позднее преобразованная в Священный Синод для управления Русской Церковью взамен патриаршей власти и Поместных Соборов, издавна существовавших на Руси… Синоду было поручено ведать текущими церковными делами и осуществлять контроль за духовенством. Произошла секуляризация церкви в России и превращение её в государственную структуру.

Несправедливостью было бы обвинять Петра в недостатке любви к России, в отсутствии религиозных чувств. Россию он любил пламенно, и в отношениях к Европе видел лишь орудие для усиления России. Служение России, ежедневный, настойчивый труд для неё, представлялись Петру высокой религиозной обязанностью. Пётр маливался Богу. По праздникам ходил в церковь и по живости своего характера пел на клиросе, читал апостол. Но всё же нельзя сказать, чтобы он отличался особым благочестием. Все проявления древнерусской набожности, постничество, многочисленные земные поклоны, много свеч, зажжённых пред образами, любовь к звонким колоколам — всё это ему не нравилось, было не в его духе.

Но порою религиозное чувство вспыхивало в нём с силою, искавшей внешнего выражения. Когда после страшной бури на Белом море, он пристал к берегу у Пертоминского монастыря, то, полный благодарности к Богу за спасение жизни, он поставил на память об этом крест. Одержав Полтавскую победу, Пётр под наплывом сильного религиозного чувства, воздвиг на поле битвы собственноручно крест в память убиенных русских воинов. Переезжая в Петербург, Пётр перевёз из Москвы много святынь в виде прославленных чудотворных икон. Так, перевёз он знаменитую Казанскую икону (поставленную позже в Казанском соборе), свою келейную — Нерукотворного Спасителя, находящуюся поныне в «домике Петра Великого» на Петербургской стороне, Знамения Царскосельскую и Всех Скорбящих радости.

Но, как всегда бывает с людьми страстного характера, несочувствие Петра к набожности русского характера выразилось в формах чересчур резких, иногда непристойных… Так, Пётр учредил «всешутейший и всепьянейший собор», во главе которого поставил бывшего своего учителя, пьяницу Никиту Зотова, и сам Пётр принял на себя должность протодьякона. Понятно, что такие поступки сильно возбуждали против Петра и его реформ ту часть русского общества, которая чтила старину. И дело дошло, наконец, до того, что некоторые считали его антихристом… В скорости, с какою Пётр преобразовал Россию, было, конечно, нечто непосильное народу, который напрягался из последних сил.

25 (14) февраля 1721 г. торжественно открыт Святейший синод, учреждённый Петром. Феофан Прокопович (1681–1736), церковный деятель, писатель и преданный соратник Петра I, обнародовал составленный по поручению царя «Духовный регламент», которым упразднялось введенное на Руси в 1589 г. патриаршество и учреждалась Духовная коллегия, или Синод, — верховный орган управления Церковью во главе с обер-прокурором, непосредственно подчиненным царю. Надзор за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор, светское лицо из военных или гражданских чинов. Синод являлся своего рода «церковным министерством», подобным созданным Петром тремя годами ранее «государственным коллегиям», управляющим иностранными, военными, торговыми и прочими делами. Без предстоятеля Русская Православная церковь оставалась около 200 лет — до 18 ноября 1917 г., когда на поместном соборе в Москве, созванном с санкции Временного правительства, патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон.

Петр Первый и Святейший Синод

Синод как государственный орган был упразднён одним из первых декретов Советской власти, и в 1917 г. в русской православной церкви было восстановлено патриаршество, а Синод был воссоздан уже как церковный орган, то есть совещательный совет из высших иерархов при патриархии.

14 (3) марта 1721 г. по решению Петра I казачье войско Донское было выведено из подчинения Коллегии иностранных дел и подчинено Военной коллегии, а казакам было назначено регулярное жалованье.

27 (16) марта 1721 г. в Санкт-Петербурге по приговору Сената казнён через повешение бывший сибирский генерал-губернатор (с 1708 по 1719 г.г.) князь Матвей Петрович Гагарин, составивший огромное состояние путём систематического занижения сведений о доходах на подведомственных ему территориях – особенно в отношении торговли с Китаем. Он был арестован в самом начале 1719 г. Следствие шло два года, подсудимого пытали, его имения конфисковали. Гагарин проявил «упорство в сокрытии пособников» и «злонамеренное к следствию пренебрежение».

Труп Гагарина около полугода оставался на виселице и перевозился с одной площади на другую.

14 (3) апреля 1721 г. в России впервые в мире начались регулярные почтово-пассажирские перевозки: фрегат «Св. Яков» вышел из Кронштадта и взял курс на немецкий порт Любек. Суда уходили еженедельно — по пятницам.

28 (17) мая 1721 г. десантный отряд русских войск под командованием Ласси высадился в Швеции севернее крепости Евле. Эта успешная десантная операция ускорила затянувшиеся переговоры о мире.

20 (9) августа 1721 г. впервые запущены знаменитые фонтаны Петергофа.

26 (15 августа) 1721 г., через три с лишним года после казни майора Степана Глебова, любовника первой жены императора Евдокии Лопухиной, Пётр I повелел Святейшему Синоду предать покойного Степана Глебова вечной анафеме. Во исполнение этого повеления преосвященный Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский, издал 3 декабря (22 ноября) 1721 г. так называемый архиерейский указ, в котором привёл форму провозглашаемой анафемы. В ней майор Глебов был назван «злолютым закона Божия преступником», «царского величества противником», «лютейшим благочестия преступником и презирателем».

10 сентября (30 августа) 1721 г. заключён Ништадтский (по названию финского города Ништадт) мир, завершивший Северную войну между Россией и Швецией. Русскую делегацию на переговорах возглавляли Я. Брюс и А. Остерман., шведскую — Лилиенштадт и Штремфельдт. Договор состоял из преамбулы и 24 статей. Согласно этому договору шведский король от своего имени и от имени своих престолонаследников уступил Петру и его престолонаследникам, а также преемникам Российского государства в полное безраздельное и вечное владение провинции Лифляндия, Эстляндиия с Ревелем, Ингерманландия и часть Карелии (Финляндии).

Всё это обеспечивало России дальнейший рост её могущества и занятие ею достойного места среди европейских держав.

Петр I добился-таки желанного выхода в Балтийское море.

21 (10) сентября 1721 г. состоялись торжества в Москве по случаю Ништадтского мира. В «Истории Петра Великого», написанной Н. Полевым в начале ХIХ в., читаем: «…открылся народный маскарад, где особенно казался народу Бахус, окружённый пляшущими сатирами, петухами, журавлями и медведями… Народу объявлены были милости — прощены преступники, снижены недоимки и штрафы. Жареные быки, груды калачей и фонтаны пива были выставлены на площади для народного пиршества».

13 (2) октября 1721 г. с целью ликвидации в Москве пустырей, возникших вследствие частых пожаров и переселения наиболее состоятельных москвичей в новую столицу, сенат распорядился отыскивать хозяев пустырей, и если таковые найдутся, то «их к строению и мощению мостовых понудить».

19 (8) октября 1721 г. Петр I «дозволил» находившимся в Сибири шведам, взятым в русский плен в ходе Северной войны 1700-1721 г.г., без перемены исповедуемой ими веры вступать в брак с православными сибирячками.

2 ноября (22) октября 1721 г., в день торжественного празднования в Петербурге заключения Ништадтского мира царю предложили принять титул Императора Всероссийского.

торжественного празднования в Петербурге заключения Ништадтского мира

Современники понимали, что Россия своей новой славой и величием обязана своему царю, чтобы ознаменовать завоевание Россией положения великой державы, высшие чины государства убедили Петра принять титул императора, который обычно присваивается государям наиболее могущественных и сильных держав. Все девять сенаторов решили поднести Петру титул Отца Отечества, Императора и Великого, подписав обращение к царю с просьбой принять этот титул, «как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров их такие титулы публично в дар приношены».

Сенат официально озвучил предложение:

«Всемилостивейший государь!

Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, помыслили мы с прикладу древних, поближе к греческого и римского народов, в дерзновенье воспринять в день торжества и объявления заключённого оными Вашего Величества трудами всей России толь славного и благополучного мора… принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволить от нас…… принять титул Отца отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого».

В Троицком соборе Петербурга Пётр принял титул императора.

«За день Пётр приехал в Сенат и объявил, что в знак благодарности за милосердие Божие, выразившееся счастливым миром со Швецией, он прощает всех преступников, осуждённых на смерть или к ссылке, кроме отъявленных разбойников, освобождает из тюрем всех государственных должников, прощает все недоимки, накопившиеся за годы Северной войны. Когда царь удалился из Сената, все сенаторы и министры решили поднести Петру титул Отца Отечества, Императора и Великого. Сначала Пётр не соглашался принять этот титул, но сенаторы и все присутствующие громко три раза прокричали: виват! В церкви и вне ея народ повторил троекратно: виват!» (А.С. Чистяков «История Петра Великого»).

Во время торжественной церемонии растроганный Пётр сказал: «…Надлежит трудиться об пользе и прибытке общем». Эти слова необходимо помнить всем нам и сегодня.

Хотя территориальные приобретения России по Ништадтскому миру были не столь велики (сравнительно с общими размерами государства), россияне ясно почувствовали, что в России произошёл своеобразный геополитический скачок: обретение выхода к Балтийскому морю в сочетании с особенностями политической культуры Петровского времени исполнило «критическую массу имперскости». Россия приобрела небывалый политический вес среди других европейских государств. Успехи русского оружия и дипломатии, а в конечном счёте, всей перестраивающейся страны были в значительной степени связаны с личностью Петра.

Так выросла из Московского царства Российская империя. Новое наименование государства отражало характер многочисленных преобразований Петровской эпохи.