1 января 1816 г. (20 декабря 1815 г.) император Александр I издал указ об изгнании из России Ордена иезуитов и о запрещении деятельности Мальтийского ордена.

Да, представьте себе: и на территории России когда-то действовал орден «плаща и кинжала». Основатель этого ордена Игнатий Лайола в своё время произнёс крылатую фразу: «Цель оправдывает средства».

Иезуитам было также запрещено проживание в Москве, спустя 10 лет их вообще изгнали из России.

Пройдёт чуть более столетия, и во главе страны станут люди, для которых его слова были жизненным кредо.

21 (9) февраля 1816 г. в Петербурге венчались 23-летний принц Вильгельм Оранский, старший сын короля Нидерландов Вильгельма I, и младшая дочь российского императора Павла I — 21-летняя великая княжна Анна Павловна. Надо сказать, что ещё в 1809 г. к ней сватался Наполеон. В своих донесениях французский посол в России граф де Коленкур весьма одобрительно отзывался об этом «проекте» своего государя: «Она высока ростом для своих лет. У нее прекрасные глаза, нежное выражение лица, любезная и приятная наружность…» Но тогда Александр I, сославшись на юный возраст сестры, отказал корсиканцу (а поступи он по-иному, могло бы и не быть войны 1812 года!)… Свадьбу сыграли довольно скромную для августейших особ. Анне позволялось сохранить православную веру, а свекор-король подарил ей домик в Заандаме, где некогда жил ее прапрадед Петр I.

Анна Павловна

21 (9) февраля 1816 г. по инициативе полковника в отставке Александра Николаевича Муравьёва, масона, члена ложи «Трёх добродетелей», основана тайная дворянская организация «Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов Отечества». Первое собрание первого русского тайного общества состоялось в Гвардейских казармах Семёновского полка в квартире братьев Матвея и Сергея Муравьёвых-Апостолов. Средний возраст будущих декабристов не достигал и 21 года. Целями этой организации были ликвидация крепостного права и введение конституционной монархии путём военного переворота.

Тайные общества, организованные по образцу масонских лож, отличались, прежде всего, тем, что их членами были представители дворянства, люди отнюдь не бедные, выдвигавшие идеи экономического, социального и политического переустройства Российской империи. «Союз спасения» носил заговорщический характер, а разногласия между его членами привели к самороспуску в 1817 г. и созданию «Союза благоденствия».

Чего на самом деле хотели эти молодые люди, которые успели натанцеваться на балах, навоеваться, наиграться в карты и совершить экскурсию по всей Европе, преследуя остатки армии Наполеона Бонапарта? Собственно, эта экскурсия сыграла роковую роль в формировании их взглядов. В Европе всё было по-другому, а посему основатели «Союза» решили основать тайное общество, целью которого было бы в обширном смысле благополучие России.

Благополучие собравшиеся видели в отмене крепостного права, в ликвидации монархического строя и, возможно, в убийстве царя. Михаил Лунин предложил напасть на несчастного Александра I в чёрных плащах и масках, когда тот будет ехать в Царское Село. Иван Якушкин обещал застрелить царя в Москве, когда тот будет выходить из Успенского собора. Но, несмотря на молодость и склонность к эффектам, у заговорщиков хватило ума понять, что они не готовы взять власть в свои руки и что убийство царя не обеспечит введение конституции и освобождения крестьян. «Союз» самораспустился, чтобы вскоре возник новый, в котором здравый смысл уступил поспешным решениям.

9 июня (28 мая) 1816 г. считается днём освобождения крестьян в Остзейских землях (Прибалтика).

27 (15) июня 1816 г. в Санкт-Петербурге торжественно открыта первая биржа.

Пора в русских школах преподавать историю не по датам
кровавых битв, а по вехам духовных и культурных свершений.

«Московские новости», 1991, № 36

28 (16) июня 1816 г. в Санкт-Петербурге организовано Человеколюбивое Общество. Эта благотворительная организация имела по всей России многие десятки школ, богаделен, больниц, приютов, домов трудолюбия, институтов слепых и прочих заведений.

Благотворительность на Руси зародилась сразу после принятия христианства, и, прежде всего, была распространена в монастырях. В 1864 г., при Александре II, было принято законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах. Церковные братства, занимавшиеся благотворительностью, существовали в каждом городе. Но и помимо них, подобную деятельность в России вели различные общества и частные лица. Милосердие всегда было отличительным свойством русского народа.

23 (12) ноября 1816 г. император Александр I утвердил «Постановление о тротуарах». Тротуары должны были устраиваться «из гранитных камней или плит» шириной два аршина (чуть меньше 1,5 м) по обеим сторонам улиц. По краям тротуаров должны были стоять единообразные столбики из гранита или чугуна. Тротуары в Петербурге существовали и до этого, но только с 1816 г. у них появилась «законодательная основа».

19 (7) января 1817 г. в Петербурге состоялось учредительное собрание Минералогического общества (ныне — Российское минералогическое общество), одного из старейших в мире. В дальнейшем оно получило название Императорское минералогическое общество и находилось под патронажем членов императорской фамилии. Эта организация разместилась в Михайловском (Инженерном) замке на квартире доктора философии коллежского советника Лоренца Панснера (1777–1851).

26 (14) апреля 1817 г. принято решение отправить в Москву отлитые в Петербурге фигуры К. Минина и Д. Пожарского работы скульптора И. Мартоса для памятника на Красной площади.

28 (12) апреля 1817 г. Одесса объявлена вольным городом.

19 (7) мая 1817 г. манифестом императора Александра I в России учреждён единый государственный Коммерческий банк с собственным капиталом 30 млн. руб.

21 (9) июня 1817 г. состоялся выпускной акт первого набора учащихся Царскосельского лицея. Все окончившие, в их числе и А. Пушкин, были представлены императору Александру I.

3 июля (21 июня) 1817 г. учреждено российское «Попечительное о тюрьмах общество». Основная задача: содействовать тюремной администрации в религиозно-нравственном воспитании арестантов.

6 августа (25 июля) 1817 г. при слиянии Оки и Волги открылась первая Нижегородская всероссийская ярмарка, бывшая Макарьевская, действовавшая в 1817-1917, 1921-1929 годах и возрождённая в 1990 г.

Дюма-отец специально приезжал увидеть эту достопримечательность экзотической страны. Ярмарка процветала почти сто лет и не имела себе подобных ни в России, ни в Западной Европе.

В путеводителе говорилось: «Подобно Ливерпулю, Гамбургу, Лондону, Парижу, Петербургу Нижний в торговом отношении уже давно сделался всемирно-историческим пунктом».

6 сентября (25 августа) 1817 г. император Александр I отменил крепостное право в Курляндской губернии. Вся земля была объявлена собственностью помещиков, а крестьяне переходили на положение арендаторов земельных участков.

24 (12) октября 1817 г., в пятую годовщину изгнания «Буонопартия» из столицы, на Воробьёвых горах состоялась закладка первого камня Пантеона – «Церкви во имя Спасителя Христа» — по проекту Карла Витберга. Это событие проходило торжественно, с молебном, при громадном стечении москвичей и жителей окрестных городов и сёл, с участием 400 представителей духовенства, 50 тыс. воинов московского и петербургского гарнизонов и всей царской семьи… Увы. Грандиозному проекту осуществиться в означенном виде не было суждено. Храм Христа Спасителя был воздвигнут позднее и совсем в другом месте. Его постигла печальная судьба: в годы Сталина его взорвали.

12 декабря (30 ноября) 1817 г. открылось здание московского Манежа, построенное по проекту инженера и учёного-механика Августина Бетанкура. Заказчиком был Александр I, пожелавший иметь во второй столице здание, под крышей которого мог бы развернуться целый полк солдат.

9 февраля (28 января) 1818 г. вышли в свет первые восемь томов «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, имевшие огромный успех и ставшие важным событием общественной жизни. 3000 экз. разошлись в течение месяца, и сразу же потребовалось второе издание. Пушкин так писал об этом событии: издание книг Карамзина «произвело сильное впечатление… Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, доселе им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом».

4 марта (20 февраля) 1818 г. в Москве на Красной площади в присутствии царской фамилии и при громадном стечении народа открыт памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса, отлитый из бронзы художником Екимовым, первый в городе из сохранившихся до наших дней монументальный памятник. На лицевой стороне пьедестала вызолочена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Правда, тогда он стоял, как и положено памятнику, посредине Красной площади, перед главным входом в Верхние торговые ряды. Но в 1930-е годы его переместили к храму Василия Блаженного.

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Открытие памятника сопровождалось парадом гвардии и ликованием тысяч людей, собравшихся на Красной площади.

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 г., к 200-летию героических событий, однако этому помешало нашествие армии Наполеона. Работы продолжались 7 лет. Газеты писали об этом событии: «Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства у кремлёвской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Кстати, этот монумент является ещё и памятником его автору – И. Мартосу. Отбросив скромность, скульптор изобразил себя на барельефе – в виде отца, отдающего своих сыновей в ополчение. Эта сцена отчасти автобиографична: один из сыновей Ивана Петровича действительно сражался в ополчении – правда, спустя два столетия после Смутного времени, в войну 1812 г.

В этом же году в Петербурге была издана интересная книга «Историческое описание монумента гражданину Минину и князю Пожарскому в городе Москве, — с присовокуплением именного списка особ, принесших денежные пожертвования во всех частях России на сооружение сего монумента». 230 страниц убористого текста. Объявляя подписку, император Александр I первым подал пример, пожертвовав на сооружение памятника 20 тыс. руб.. Его имя открывает перечень. Встречаются в нём знаменитые фамилии: князь Прозоровский, граф Апраксин, князь Волконский, Давыдов, Загряжский, Лопухин. Но в целом, в списке преобладают купцы, мещане, крестьяне. В то время лишь в Петербурге были воздвигнуты два памятника Петру I – работы Фальконе и Растрелли и памятник А.В. Суворову, созданный товарищем Мартоса Козловским.

15 (3) марта 1818 г. в Варшаве при открытии Первого польского Сейма император Александр I выступил с речью, в которой он выразил намерение установить в России конституционный строй. Была выработана и первая русская конституция – Государственная уставная грамота Российской империи. Работа над ней продолжалась с 1818 по 1820 г.г. Однако конституция не была претворена в жизнь правительством. Как позже было замечено в аналитических исследованиях русских историков и философов, в начале ХIХ в. время реформ ещё не наступило. И для того, чтобы это произошло, чтобы необходимые реформы были осуществлены ко благу России, то он сам, Александр 1I должен был подняться на высоту сверхсословного, всенародного созерцания. Что, собственно, и состоялось при императоре Николае I.

21 (9) октября 1818 г. по решению Аахенского конгресса начался вывод русских войск из Франции.

23 (11) ноября 1818 г. из петербургской Кунсткамеры выделился Азиатский музей. Первые шаги к созданию научного востоковедения в России сделал еще Петр I, который привез из Голландии редкие вещи индийского и китайского происхождения. А во время Персидского похода 1722 г. царь лично распорядился о переписывании и переводе армянских и татарских надписей из разрушенного города Булгара. Однако серьезного пополнения и изучения восточных коллекций практически не велось, хотя для России с её евроазиатским расположением востоковедение жизненно важно. Это подтверждается всей историей страны. А в начале XIX в. дальновидный государственный деятель, президент Академии наук граф Уваров, известный своей формулой «Православие, самодержавие, народность», распорядился открыть Азиатский музей. Именно на его базе в 1930 г. будет создан Институт востоковедения АН СССР, который через 20 лет будет переведен в Москву. В Петербурге же находится филиал института.