5 января 1834 г. (24 декабря 1833 г.) учреждена Археографическая комиссия для издания материалов по отечественной истории.

12 января 1834 г. (31 декабря 1833 г.) высочайше утверждён Государственный Гимн Российской империи – «Боже, Царя храни» (автор текста В.А. Жуковский, композитор А.Ф. Львов). Указом императора гимн был объявлен официальным, каковым он и являлся до 1917 г.

СПРАВКА. Алексей Фёдорович Львов родился 5 июня (25 мая) 1798 г. в Ревеле (нынешний Таллин). Генерал и композитор. Дирижёр придворной певческой капеллы. По поручению Николая I сочинил музыку на слова В.А. Жуковского «Боже, царя храни, славному долгие дни дай на земли». Первоначальное название Жуковского – «Молитва русского народа». Мелодия должна была стать годной для церкви, войска, годной для народа от учёного до невежды.

Алексей Фёдорович Львов

Прослушав гимн во время первого исполнения, царь сказал, обращаясь к Алексею Фёдоровичу: «Спасибо, ты совершенно понял меня».

Львов был крупным помещиком, а таких в советской истории называли мироедами, эксплуататорами. Но Львов освободил своих крестьян за два года до реформы, отменяющей крепостное право, и помогал им освоиться на свободе, не жалея собственных денег.

Умер 28 (16) декабря 1870 г.

11 марта (27 февраля) 1834 г. утверждено подготовленное Собственной Его Императорского Величества канцелярией «Положение о гражданских мундирах». Для каждого ведомства устанавливалось 10 разрядов мундиров темно-зеленого или темно-синего цвета (за исключением красных мундиров для сенаторов). Цвет мундирного прибора, а также узор золотого или серебряного шитья указывали на ведомство; ранг чиновника определялся количеством шитья.

Положение о гражданских мундирах

Форма стоила довольно дорого и изготовлялась за счет самого чиновника.

25 (13) марта 1834 г. Ф.Д. Шведерский впервые в России получил разрешение открыть «застрахование человеческой жизни». Эта затея имела успех, и уже спустя два года услугами Шведерского воспользовались более 200 чел.

29 (17) августа 1834 г. в Петербурге состоялось открытие Нарвских ворот, созданных по проекту архитектора В. Стасова.

Нарвские триумфальные ворота

11 сентября (30 августа) 1834 г. состоялось торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге, сооружённой в честь 20-летия победы Александра I над Наполеоном. Проектировал её известный архитектор Огюст Монферран (автор Исаакиевского собора). Александровский столб представляет собой монолит из красного гранита высотой 47,5 м и увенчан бронзовой фигурой ангела работы скульптора Бориса Орловского. По просьбе Николая I скульптор придал ангелу черты лица Александра I. Текст на табличке, установленной на памятнике, гласит: «Александру I благодарная Россия». Колонна не врыта в землю, вообще не закреплена на фундаменте и стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор – за счёт тончайшего расчёта под действием собственной силы тяжести.

Александровская колонна

Общий вес всего сооружения вместе с гранитным основанием– 704 т.

Состоялся парад гвардейских полков. В честь этого события выбита мемориальная медаль.

24 (12) сентября 1834 г. в Москве на Ходынском поле открыт ипподром, в настоящее время крупнейший в России.

2 октября (20 сентября) 1834 г. в Москве, у Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала), открыта каменная триумфальная арка по проекту Осипа Бове. Она заменила деревянные ворота, сооружённые в память победы над Наполеоном: через них проходили русские войска, возвращаясь с триумфом домой в 1814 г.

В 1936 г. арку разобрали и перевезли на Кутузовский проспект. Правда, теперь она декоративна, нежели величественна, без колесницы и фигур воинов, которые разместили на территории Донского монастыря.

7 августа (26 июля) 1835 г. вышел новый Университетский устав. Согласно ему ликвидирована университетская автономия, а университеты перешли в подчинение попечителей учебных округов.

13 (1) августа 1835 г., после того, как опыт показал, что почтовая служба, остававшаяся до этого дня временной, удобна публике и выгодна казне, последовало указание: «При Санкт-Петербургском почтамте отделение городской почты считать постоянным»
С января 1848 г. почтовые отделения появились не только в лавках, но и непосредственно на улицах. Аналогичное развитие почта получила и в Москве. Первые российские почтальоны были внушительны. Поэт В.И. Мятлев (1796-1844) писал:

Вот он форменно одет
Вестник радостей и бед;
Сумка чёрная на нём,
Кивер с бронзовым орлом.
Сумка с виду хоть мала
Много в ней добра и зла.
Потом каску заменили фуражкой.

Многое с тех пор изменилось в почтовой службе и её услугах…

5 ноября (24 октября) 1835 г. на Чёрном море, недалеко от Босфора, произошло первое в истории войн сражение между паровыми кораблями: русским фрегатом «Владимир» и вооружённым турецким пароходом. В дальнейшем паровой флот использовали уже во время Крымской войны.

17 (5) декабря 1835 г. торжественно открыто Императорское Училище правоведения в Санкт-Петербурге – высшее учебное заведение (типа лицея), оставившее заметный след в истории российской культуры и государственности. Расходы по организации училища взял на себя принц Пётр Георгиевич Ольденбургский.

Его выпускниками в разное время стали публицисты Григорий и Иван Аксаковы, Пётр и Модест Чайковские, поэты Алексей Жемчужников и Алексей Апухтин, прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, министр юстиции Дмитрий Набоков.

27 (15) января 1836 г. на сцене Петербургского Александринского театра была впервые представлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». Этот день стал днём рождения русской классической оперы. Советскими идеологами опере было дано название «Иван Сусанин».

Жизнь за царя

Ровно через шесть лет, в 1842 г., на этой же сцене состоялась ещё одна премьера. Прозвучала опера гениального русского композитора по сказочной поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

2 апреля (21 марта) 1836 г. Николай I утвердил устав постройки в России первой железной дороги от Петербурга до своей летней резиденции — Царского Села. Уже через полтора года она была открыта и получила название Царскосельской.

А в 1842 г. после долгих обсуждений и споров Николай, исходя из военных соображений, с целью обеспечить в случае необходимости быструю переброску гвардии в Москву, принял проект сооружения железной дороги между Петербургом и Москвой.

Строителями же первых в России железной дороги и паровоза стали Ефим и Мирон Черепановы, отец и сын, крепостные уральских горнозаводчиков Демидовых. Они построили первую паровозную дорогу в 1834 г., перевозя по ней на небольшие расстояния заводские грузы. В этом же году они получили вольную.

27 (15) апреля 1836 г. правительствующий Сенат принял решение о строительстве первой в России железной дороги между Петербургом и Царским Селом.

12 мая (28 апреля) 1836 г. при огромном стечении народа в Московском Кремле «началось поднятие» 200-тонного Царя-Колокола, отлитого в 1735 г., но во время страшного московского пожара 1737 г. свалившегося с помоста в литейную яму.

Подъем Царь-колокола

25 (13) мая 1836 г. начато строительство железной дороги Петербург-Царское Село-Павловск.

27(15) июля 1836 г. в Москве в честь победы русских воинов в Отечественной войне 1812 г. был заложен храм Христа Спасителя, который строился 47 лет по проекту архитектора К. Тона и был взорван в 1931 г.

Храм Христа Спасителя

16 (4) августа 1836 г. в Кремле на постаменте у колокольни Ивана Великого установлен Царь-колокол.

9 октября (27 сентября) 1836 г. столичная газета «Северная пчела» сообщила о первых опытах езды по рельсам, проведенным на участке Царское Село — Павловск — первой российской железной дороги.

24 (12) января 1837 г. освящён храм при Московском университете во имя святой великомученицы Татианы.

7 апреля (26 марта) 1837 г. в Петербурге в помещении Общества поощрения художеств состоялся первый розыгрыш первой в России художественной беспроигрышной лотереи.

9 июня (28 мая) 1837 г. в Санкт-Петербурге открыт Румянцевский музей (коллекция рукописей и книг), основанный графом Николаем Петровичем Румянцевым, дипломатом и государственным деятелем (1754-1826). В 1861 г. музей был переведён в Москву.

13 (1) июня 1837 г. в один день вышло два указа императора, озабоченного неискоренимостью коррупции среди его подданных: № 10303 «О наказании губернаторов, не препятствующих лихоимству» и № 10305 «О наказании за лихоимство и взяточничество».

16 (4) июня 1837 г. в России прошла уездная реформа, по которой уезды были разделены на станы, а во главе их встали становые приставы.

11 ноября (30 октября) 1837 г. открыто пассажирское движение по первой в России железной дороге на паровой тяге по маршруту Петербург – Павловск — Царское Село длиной 27 км. Для современников это было событие, поражавшее воображение.

Царскосельская железная дорога.

Суббота, горожане стекаются к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знают, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь, везущий сразу много-много карет» отправится впервые в путь. Однако не всем удается увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускают. Ровно в 12 час. 30 мин. крохотный локомотив дает пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправляются по маршруту Петербург — Царское Село. Управляет «огнедышащей машиной» сам главный строитель дороги Франц Герстнер — инженер, чех по национальности, которому летом 1835 г. удалось получить разрешение на создание акционерного общества для строительства «в виде опыта» линии от Петербурга до Царского Села и Павловска. С этого рейса, длящегося 33 мин., ведут свой отсчёт русские железные дороги.

Меня мчит ночью тёмной
Змий – не змий и конь – не конь,
Зверь чудовищно огромный,
Весь он пар и весь огонь…

П. Вяземский

В первые дни возили даром. Некто Куприян Зиновьевич ехал в числе первых «весьма скоро, и народ перепуган был».

Путешествие по рельсам воспринималось как увеселительная прогулка с необычным паровозным дымом и свистками. Специально к открытию чугунного пути была написана «Попутная песня» М.И. Глинки на стихи Н. Кукольника.

Железнодорожные станции первоначально также были местом увеселений, где проходили концерты; поэтому в России пристанционное здание стали называть немецким словом воксал – вокальный зал.