13 (1) января 1858 г. поступила в обращение первая российская почтовая марка — невзрачная маленькая (2х2,7 см) коричневая беззубцовка с синим овальным центром, внутри которого помещался белый герб Российской империи. Овал опоясывали мелкие надписи белыми буковками — сверху: «Почтовая марка», снизу: «10 коп. за лот». То же — «10 коп. за лот», но только более крупным темным шрифтом, было напечатано и у нижнего края марки. Лот — это старая русская мера веса, равная 32-й доле фунта, или приблизительно 12,8 г, так что на письмо весом свыше лота в первые дни новой «марочной эпохи» приходилось клеить по нескольку марок. Но не прошло и 10 дней, как появились 20- и 30-копеечные. В 1858 г. Петербургский почтамт продал 1 390 632 марки, а Московский — 1 241 149.

Первая почтовая марка

27 (15) марта 1858 г. в Санкт-Петербурге вышел указ об учреждении первого женского училища для приходящих девиц, получившего название «Мариинское».

28 (16) марта 1858 г. в Санкт-Петербурге открыта первая в России женская гимназия.

1 мая (19 апреля) 1858 г. открыто первое всесословное училище в России, рассчитанное на семилетний образовательный курс. В него принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет.

28 (16) мая 1858 г. между Россией и Китаем подписан Айгунский договор, заключённый по общему согласию «ради большей и вечной взаимной дружбы двух государств, для пользы их подданных».

Айгунский договор

В соответствии с договором левый берег Амура (Амурская область) переходил к России, правый был закреплён за Китаем. Район между рекой Уссури и морем объявлялся общим до определения границы между двумя государствами. Стороны обязывались покровительствовать торгующим людям обоих государств. Через два года по Пекинскому трактату Уссурийский край перешёл в полное владение России. Тогда ещё не было Хрущёва и Мао Цзэдуна, культурной революции и острова Даманский. Отношения между двумя странами развивались к обоюдной пользе и естественным путём, а сближению способствовали те самые торгующие люди, которые по Айгунскому договору могли перемещаться в обе стороны беспрепятственно.

11 июня (30 мая) 1858 г. в излучине реки Амур, на высоком берегу, высадившимся 13-м Восточносибирским линейным батальоном основан военный пост Хабаровка (в честь русского первопроходца Е.П. Хабарова).

Удобное географическое положение Хабаровки – при слиянии Уссури с Амуром способствовало её росту; в 1880 г. посёлок стал городом Хабаровском. В 1914 г. сюда пришла Транссибирская магистраль.

«Если смотреть на Хабаровск с Амуром, то город похож на человека, вышедшего к огромной реке и, удивившись и обрадовавшись её мощи, остановившегося на берегу, широко раскинув большин, натруженные руки» (К. Симонов)

11 июня (30 мая) 1858 г. в 9 час. в Петербурге в день преподобного Исаакия Далматского освящен крупнейший в то время храм России — Исаакиевский собор, выстроенный знаменитым Огюстом Монферраном. На площади перед собором, а также на соседних улицах и крышах ближайших домов собрались тысячи верующих. Император Александр II подъехал к храму в великолепном кортеже. Вокруг собора были выстроены войска в полной парадной форме.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви.

Размеры этого образца позднего русского классицизма и вправду впечатляют: площадь в плане — 102х98 м; общая высота — 101,5 м; третий по величине металлический (позолоченный) купол в мире, наружный диаметр — 25,8 м; монументальные портики со 112 гранитными колоннами.

«Исаакий» стал последним детищем Монферрана. Простудившись на освящении собора, 72-летний зодчий спустя месяц умер. Последнюю волю покойного, завещавшего похоронить себя в им же воздвигнутом сооружении, исполнить не удалось: Синод категорически запретил погребать католика в православном храме. Его тело предали земле в Париже на Монмартрском кладбище.

Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга. Его строительство задумал еще Петр І, который решил особенным образом почтить преподобного Исаакия Далматского, в день святой памяти которого он родился.

В 1710 г. в Санкт-Петербурге появилась церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. Позже на другом месте была возведена каменная Исаакиевская церковь. В 1768-1802 годах шло строительство третьего Исаакиевского собора по проекту архитекторов Антонио Ринальди и Винченцо Бренна, которое, однако, так и не было закончено. Наконец в 1818-1858 годах возведен существующий ныне Исаакиевский собор. В оформлении храма принимали участие выдающиеся живописцы и скульпторы Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин, Петр Клодт и другие. Собор украшен декоративной скульптурой. Для его отделки было использовано около 20 видов декоративного и поделочного камня – порфир, малахит, ляпис-лазурит, а также различные сорта мрамора.

С 1937 г. храм стал историко-художественным музеем. В 1988 г., впервые после долгого перерыва, в соборе было проведено богослужение, приуроченное к празднованию тысячелетия принятия христианства на Руси.

13 (1) июня 1858 г. подписан Тяньцзинский трактат (договор) между Россией и Китаем об определении взаимных отношений, закрепивший мир и дружбу, существовавшие между странами-соседями, гарантировал «личную безопасность и неприкосновенность собственности русских, живущих в Китае, и китайцев, находящихся в России». Трактат подтверждал право России направлять посланников в Пекин, содержать Русскую духовную миссию. Разрешалась торговля России не только сухопутным путём, но и морским, для чего русским кораблям открывался ряд китайских портов. Причём сухопутная торговля разрешалась без каких-либо «…ограничений относительно числа лиц, в ней участвующих, количества привозимых товаров или употребляемого капитала». Дополнением к Тяньцзинскому трактату явился Пекинский трактат 1860 г.

23 (11) июня 1858 г. Неожиданное изменение цветов российского флага: Александр II установил, что его полотнище должно иметь чёрную, жёлтую и белую горизонтальные полосы. Это явно отражало прогерманские симпатии императора. Эти же цвета нашли отражение и в армейской символике: кокардах, шарфах, воинских лентах. Александр III, не симпатизировавший Германии, отменил это распоряжение предшественника, и в 1893 г. флаг России вернулся в то состояние, которое мы имеем сегодня – бело-сине- (лазорево) красный цвета.

24 (12) июня 1858 г. в Санкт-Петербурге открыт Исаакиевский собор, один из самых замечательных в России, возведенный по проекту архитектора Августа Монферрана. В 1821-1826 г.г. проект был переработан при участии А.А. Михайлова, В.П. Стасова и других. Это одно из крупнейших культовых зданий нашей страны – его высота составляет 101,88 м. Выше собора в северной столице только шпиль Петропавловской крепости. В этот же день он освящён. Свое имя собор получил в честь преподобного Исаакия, игумена обители Далматской, жившего в 4-м веке и память которого отмечается в этот день.

«Исаакию» повезло: его большевики не снесли. Не успели? Или не захотели, предчувствуя волну возмущения и гнева народа? Как бы там ни было, но храм стоит по сегодняшний день.

2 июля (20 июня) 1858 г. последовал указ Александра II об освобождении казённых крестьян.

7 июля (25 июня) 1858 г. в Санкт-Петербурге открыт памятник императору Николаю I.

19 (7) августа 1858 г. в Эдо (современная столица Японии Токио) подписан русско-японский договор о торговле и дружбе, подтвердивший договор 1855 г. Кроме открытых ранее для русских портов Хакодате и Нагасаки, японское правительство обязалось открыть с 1860 г. ещё один удобный порт на западном берегу острова Ниппон (Хонсю). Российским подданным разрешалось проживать в открытых портах, нанимать земли, нанимать, покупать или строить на них здания; жить с целью торговли в Эдо и Осаке. Торговля между русскими и японцами должна была производиться свободно, без вмешательства властей. Договор действовал до 1895 г.

22 (10) февраля 1859 г. открылось движение на участке железной дороги Петербург-Псков. Затем чугунные рельсы были проложены до Варшавы. Россия соединилась с Европой.

13 (1) апреля 1859 г. в ходе Кавказской войны (1817 — 1864) царские войска заняли чеченский аул Ведено, резиденцию Шамиля.

царская армия штурмом взяла крепость Ведено

7 июля (25 июня) 1859 г. в Петербурге открыт памятник Николаю I на Исаакиевской площади (скульптор П. Клодт, архитектор О. Монферран).

6 сентября (25 августа) 1859 г. русскими войсками под командованием генерала князя А.И. Барятинского взят аул на плато Гуниб. Потери русских составили 21 чел. убитыми и 149 ранеными. Пленён сдавшийся без боя и кровопролития вождь кавказских горцев, 3-й имам Дагестана и Чечни, руководитель освободительной борьбы кавказских горцев-мусульман против царских колонизаторов и местных феодалов Шамиль (1797-1871). После мучительных колебаний 62-летний Шамиль сложил оружие. В 4 часа пополудни князь Барятинский принимал его плен в берёзовой роще, сидя на камне.

Аул Гуниб в Дагестане

На следующий день Барятинский отправил на имя императора Александра II лаконичную телеграмму: «Гуниб взят, Шамиль в плену и отправлен в Петербург» и отдал самый короткий и самый впечатляющий приказ в своей жизни: «Шамиль взят – поздравляю Кавказскую армию!» Он не стал разоружать Шамиля, зная, что тем самым жестоко оскорбил бы его. А Шамиля не покидали опасения, что русские готовятся совершить над ним казнь. Последние сомнения на этот счёт оставили его лишь после встречи с царём.

Наступил перелом затянувшейся почти на полвека Кавказской войны. Покорение Восточного Кавказа было завершено, хотя покорение Западного Кавказа продолжалось ещё 5 лет.

В этот день Чечня вошла в состав России.

Эта война длилась 47 лет. Сначала чеченцев погнал на войну Гази Магомед, затем его место занял Шамиль.

Ситуация времён Николая I и Шамиля весьма отличалась от 1994-1996 годов. Тогда в России очень четко понимали, чем уже присягавший когда-то тебе мятежник отличается от врага, упорно отстаивающего от тебя свою независимость. Российские власти отнеслись к Шамилю с максимальным уважением и поселили его с семьёй в Калуге, на государственной русской пенсии. В свою очередь, и Шамиль по достоинству оценил великодушие своего врага: он призвал к прекращению сопротивления и откровенно восхищался воинскими доблестями пленившего его Барятинского.

Николай, начав что-либо делать, доводил это до конца, а имам Шамиль был воин и воевал только с солдатами. Когда он попал в плен, русские офицеры салютовали ему, вернули саблю и отдали честь. Всю жизнь мечтал совершить путешествие в Мекку и вымолить у аллаха прощение за пролитую кровь. Он и умер в Медине (Аравия), на пути в Мекку…

27 (15) сентября 1859 г. в Чугуеве, где Александр II проводил смотр войскам, состоялась его встреча с Шамилём.

— Я очень рад, что ты наконец в России; жалею, что этого не случилось ранее. Обещаю, что ты не будешь раскаиваться, — произнёс император и при этих словах обнял и поцеловал Шамиля.

8 октября (26 сентября) 1859 г. плененный месяцем ранее Шамиль прибыл в Петербург, где посещал театры и осматривал город. На пребывание в столице Александр отвёл пленнику семь дней, в течение которых имам успел побывать в музее Академии наук, на монетном дворе, стекольном и фарфоровом заводах и даже в театре на спектакле итальянской оперы. В Императорской публичной библиотеке ему показали рельефную карту Кавказа, и Шамиль безошибочно отыскал свой родной аул Гимры. Посетил он и 1-й кадетский корпус, где был воспитан его сын Джамалэддин. Появление имама и его свиты на улицах Петербурга вызвало бурный интерес населения, граничащий с ажиотажем. «Русский художественный листок» выпустил серию сделанных с натуры портретов Шамиля и его близких.

Шамиль

Сцена гунибского пленения стала сюжетом живописных работ кисти Франца Рубо, Теодора Горшельта, Григория Гагарина.

Взятие аула Гуниб

Из столицы Шамиль отправился в Калугу — определенное императором Александром II место своей ссылки.

В месте ссылки Шамиля, Калуге, с ним находились чуть больше двадцати человек – члены семьи и мюриды. На содержание из казны отпустили 15 тыс. руб. в год. Пленнику отдавались все почести, положенные по этикету высокопоставленному лицу. В то же время конвой и тайная охрана вели неусыпный надзор, пресекая всякое общение с «лицами с Кавказа».

20 (8) ноября 1859 г. в Петербурге основано Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным (Литературный фонд), просуществовавшее до 1922 г. Средства фонда складывались из членских взносов, пожертвований и доходов от изданий, литературных вечеров, публичных чтений. Пособия от него получали вдова В. Белинского, Г. Успенский, С. Надсон, А. Грин.

Первый комитет Литературного фонда. Фотография 1859. Показать на странице 	 Открыть в полном размере

В июле 1934 г. постановлением правительства Литфонд возобновлён как общественная организация при Союзе писателей СССР, призванная содействовать улучшению культурно-бытового обслуживания и материального положения литераторов-членов СП.