19 (7) января 1891 г. совершила самоубийство, находясь в камере Шлиссельбургской тюрьмы, Софья Гинзбург. 27-летняя террористка готовила покушение на Александра III. В мае 1889 г. была арестована, приговорена к смертной казни, которую заменили бессрочной каторгой. Не вынесши полного одиночества и сурового режима тюрьмы, она покончила с собой, перерезав горло ножницами.

24 (12) марта 1891 г. издан закон об усыновлении и узаконении внебрачных детей.

29 (17) марта 1891 г. Александр III издаёт Высочайший Указ о строительстве Великого Сибирского железнодорожного пути. Сразу же последовал всплеск «железнодорожной лихорадки»: государство вступило в острое соперничество с частными компаниями за сулящие огромные выгоды контракты, подряды. Транссибирская магистраль была заложена в том же году, 11 июня (31 мая), в районе Владивостока наследником цесаревичем Николаем Александровичем. А через 12 лет, в 1902 г. Транссиб, эта грандиозная «стройка капитализма», была, в основном, завершена, связав огромные пространства от Урала до Тихого океана.

28 (16) апреля 1891 г. в России принята на вооружение знаменитая трёхлинейная 5-зарядная винтовка конструкции Сергея Ивановича Мосина. В своё время по капризу Николая II она получила название «винтовка образца 189I года». При незначительных модернизациях она использовалась в русской, а потом и в Советской Армии более 60 лет.

11 мая (29 апреля) 1891 г. во время Восточного путешествия в японском городе Оцу совершено покушение на царевича Николая Романова. Будущий император чудом избежал смерти, когда во время движения в открытой коляске по запруженной людьми улице на него набросился вооружённый самурай-полицейский Цудо Сандзо (по одной версии, религиозный фанатик, по другой – сумасшедший ревнивец). «Не успели мы отъехать двухсот шагов, – описывал Николай это происшествие в письме к матери, – как вдруг на середину улицы бросается японский полицейский и, держа саблю обеими руками, ударяет меня сзади по голове!
Я крикнул ему по-русски: что тебе? – и сделал прыжок через моего джен-рикшу.
Обернувшись, увидел, что он всё ещё бежит на меня с поднятой саблей. Я со всех ног бросился по улице, придавив рану на голове рукой. Я хотел скрыться в толпе, но не мог, потому что японцы, сами перепуганные, разбежались во все стороны…»

Между тем охранникам из государевой свиты удалось сбить с ног и обезоружить нападавшего.

Царевичу оказали первую помощь и доставили в дом губернатора. С личными извинениями на следующий день из Токио прибыл император Мэйдзи. Он пожаловал Николаю орден Хризантемы – высшую награду Японии. Полицейского признали душевнобольным, однако судили и проговорили к каторге. В праве покончить с собой посредством харакири горе-самураю было отказано – его след затерялся на одном из соляных приисков. (И. Джохадзе)

Необходимо добавить, что сохранившийся в Японии носовой платок цесаревича с запекшейся кровью по прошествии более ста лет был использован в экспертизе найденных под Екатеринбургом останков семьи Романовых.

13 (1) мая 1891 г. петербургские рабочие впервые в России организованно отпраздновали Первомай.

11 июня (30 мая) 1891 г. наследник цесаревич (будущий Николай II) своею рукой положил основание «делу мира и просветительной задачи России на Дальнем Востоке» (слова Александра III) – привёз первую тачку грунта на постройку Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути.

13 (1) июня 1891 г. российский император Александр III подписал рескрипт, где говорилось: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».

В 1857 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России. Он поручил военному инженеру Романову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри. В 50-70-х годах XIX в. русские специалисты разработали ряд новых проектов строительства железных дорог в Сибири, но все они не нашли поддержки у правительства, которое лишь в середине 80-х годов 19 в. приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге.

Великий Сибирский путь был введен в эксплуатацию 14 июля 1903 г. Начальным пунктом Транссибирской магистрали является Ярославский вокзал в Москве, конечным — железнодорожный вокзал во Владивостоке. Дорога проходит по территориям 14 областей России, трех краев, двух автономных республик, одной автономной области и одного автономного округа Федерации. На её трассе расположено 87 городов.

Транссиб пересекает 16 крупных рек: Оку, Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор и Уссури. На протяжении 207 км она проходит вдоль озера Байкал и 39 км — по берегу Амурского залива Японского моря. Общая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (Москва-Владивосток) составляет 9288,2 км.

27 (15) июля 1891 г. на фоне ухудшения российско-германских отношений заключён договор, ставший стартом для окончательно сформировавшейся в 1904-1907 г.г. системы англо-франко-русских оговоров о военно-патриотическом союзе, получившей название «Антанта» (французское наименование – «Антант кордиаль, т.е. «Сердечное согласие»).

6 августа (25 июля) 1891 г. расцвеченные флагами и вымпелами французские корабли бросили якоря на рейде Кронштадта – начался дружеский визит в Россию французской эскадры – знак растущего сближения двух великих европейских держав. Российский император Александр III на церемонии встречи во время исполнения революционной «Марсельезы» — гимна Французской Республики – стоял с обнажённой головой.

13 (1) августа 1891 г. в России в связи с острым голодом был введен запрет на экспорт зерна.

9 октября (27 сентября) 1891 г. Дневник А.В. Никитенко: «Опять волнения среди студентов. Ночью арестовали некоторых из них. Вследствие этого толпа молодых людей – человек в шестьсот – собралась на университетский двор. Тут говорились возбудительные речи. В толпу ворвалась какая-то женщина и тоже что-то говорила. Шум всё возрастал, сумятица усиливалась. Об этом было дано знать генерал-губернатору, и по его распоряжению выдвинут был батальон Финляндского полка, который составил каре на улице против университетских ворот. Затем по настоятельному требованию генерал-губернатора студенты разошлись».

15 (3) ноября 1891 г. на заседании Московского математического общества Н.Е. Жуковский сделал доклад «О парении птиц», в котором дал теоретическое обоснование фигурных полетов, и в частности «мертвой петли».

23 (11) февраля 1892 г. В.И. Ульянов (будущий Ленин) начинает свою трудовую деятельность в должности помощника присяжного поверенного А.Н. Хардина в Самаре. Однако проявить себя как юрист он не сумел, уже через год оставил должность, переехал в Санкт-Петербург и занялся более интересным для себя делом – революционной борьбой.

11 марта 1892 г. утвержден первый проект московской канализации. Строительство началось только в 1893 г., система вступила в строй в августе 1898 г. и поначалу обслуживала всего 219 домовладений, охватывая внутренний округ в черте Садового кольца с присоединением Хамовников, а также участка Мещанской части и Тверских улиц.

4 мая (22 апреля) 1892 г. на экспорт отправлена первая партия вологодского масла. Производство этого продукта в Вологодской губернии возникло благодаря умению предпринимателя Н.В. Верещагина, брата знаменитого художника.

16 (4) мая 1892 г. близ села Старый Мултан Вятской губернии был убит нищий Матюнин, которого, согласно полицейскому расследованию, убили для принесения в жертву языческим богам. В преступлении обвинили группу крестьян-вотяков (так тогда называли удмуртов). «Мултановское дело» трижды разбиралось в судах разных инстанций. В 1896 г. вотяки были полностью оправданы. Решающую роль в принятии этого решения сыграл В. Короленко, поднявший на защиту несчастных «инородцев» всю прогрессивную Россию.

13 (1) июня 1892 г. в Киеве пущен первый в России электрический трамвай.

26 (14) июня 1892 г. в Петербурге на 1-м съезде русских деятелей пожарного дела учреждено Российское пожарное общество.

11 сентября (30 августа) 1892 г. С.Ю. Витте, блестяще проявивший себя как руководитель железнодорожного хозяйства, назначен министром финансов. На этом поприще Витте — до его отставки осенью 1903 г. — ввел винную монополию, осуществил налоговую и денежную реформу, инициировал создание около 150 новых средних и высших учебных заведений и т.д.

СПРАВКА. Сергей Юльевич Витте, крупнейший государственный деятель, родился в Тифлисе 29 (17) июня 1849 г. либерал-консерватор, отец первого конституционного акта в истории России, подписанного Николаем II (30)17 октября 1905 г. Государственник до мозга костей, последовательно формировавший в России гражданское общество. Националист-протекционист, неуклонно и неустанно отстаивавший интересы российской промышленности и хозяйства, автор знаменитой денежной реформы 1895-1897 гг., поставившей рубль на один уровень с валютами Западной Европы и давшей могучий толчок промышленному развитию России.

Железнодорожный предприниматель. При нём подписан Портсмутский мирный договор с Японией (1905), завершивший русско-японскую войну на приемлемых для нас условиях, проведена аграрная реформа, осуществлено строительство Транссиба, Среднеазиатской железной дороги и многого другого, что способствовало укреплению России.

Председатель Совета министров Российской империи в 1905-1906 г.г. В результате дворцовых интриг вынужден был уйти со своего поста.

Небезынтересно вспомнить одно из высказываний Витте о русском народе: «У нас народ так же трудится, как и пьёт. Он мало пьёт, но больше, чем другие народы, напивается. Он мало работает, но больше, чем другие народы, надрывается работой…»

Скончался 28 (15) февраля 1915 г.

11 сентября (30 августа) 1892 г. П. Третьяков написал заявление о желании передать в дар Москве свое бесценное собрание русской живописи. Спустя полмесяца на заседании Думы было принято решение о принятии дара. Для свободного посещения публики свою галерею Третьяков открыл 11 годами ранее.

18 (6) декабря 1892 г. в Мариинском театре Петербурга состоялось первое исполнение оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик» П. Чайковского.