23 (10) января 1910 г. в Санкт-Петербурге открылся первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством.

29 (16) января 1910 г. в Петербурге состоялось первое собрание членов-учредителей Всероссийского аэроклуба.

3 февраля (21 января) 1910 г. в Санкт-Петербурге, недалеко от Петропавловского собора, состоялась церемония официальной закладки мусульманской Соборной мечети, одной из самых крупных в Европе. На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами и цитатами из Корана. Для закладки были приготовлены мраморные кирпичи, серебряная закладная доска, серебряные лопатки, раствор. В начале церемонии организатор постройки мечети, писатель и публицист доктор богословия ахун Атаулла Баязитов (1841–1911) сказал: «Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой Мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне». Первый камень был заложен эмиром Бухарским, прибывшим с визитом в Петербург в год 25-летия своего правления. Эмир пожертвовал 350 тыс. руб. на выкуп земельного участка под постройку и еще 100 тыс. — на само строительство мечети, привлек к этому делу и бухарских купцов, собравших более 200 тыс. руб.

21 (8) февраля 1910 г. основано Русское металлургическое общество.

21 (8) марта 1910 г. на одесском ипподроме состоялись первые публичные в России полёты русского лётчика Михаила Никифоровича Ефимова на самолёте «Фарман-4», привезённом из-за границы.

Это событие стало ещё одной вехой в развитии отечественного воздухоплавания.

Судьба самого М.Н. Ефимова была незавидна. Этот один из первых российских военных лётчиков, впервые осуществивший крутые виражи и пикирование, родился в 1881 г., а в 38 лет, в 1919 г., будучи инструктором лётной школы в Красной Армии, был расстрелян белогвардейцами.

26 (13) мая 1910 г. в Петербурге открыт памятник Петру I на Кирочной улице «от чинов л.-гв. Преображенского полка».

29 (16) мая 1910 г. в Петербурге сформирована первая учебная рота — центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 г. в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

3 июня (21 мая) 1910 г. учреждена первая в России природоохранная общественная организация – «Хортицкое общество охранителей природы». Её основал в селе Верхняя Хортица Екатеринославской губернии (ныне Запорожская область Украины) преподаватель местного Центрального училища естествознания Пётр Бузук, в 1909 г. высланный из Петербурга как политически неблагонадёжный. Утверждённый Департаментом земледелия устав организации гласил: «Общество имеет целью сохранение животного, растительного и минерального царства природы, в смысле сохранения цельности, красоты и богатства их представителей, и распространение в местном населении понятий о разумном пользовании дарами природы». К сентябрю 1911 г. Общество насчитывало 190 членов, но в 1915 г. оно распалось.

23 (10) июня 1910 г. Николай II принял звание адмирала британского флота.

Для полного счастья России явно не хватало именно этого!..

27 (14) июня 1910 г. принят закон об укреплении Крестьянского банка.
Из обращения крестьян к царю: «Мы, крестьяне, целые века мечтали о земле… Новый закон и новые порядки на нашей крестьянской земле перерождают весь строй нашей жизни: на хуторах и отрубах каждый из нас работает по собственному разумению, а не по указке деревенских вожаков. Теперь мы любим свою землю, жалеем её и приложим все усилия, чтобы она щедро кормила наши семьи… мы учимся уважать свою личную и чужую собственность, учимся честно относиться к земле и ко всему строю нашей жизни». Нарыжный, крестьянин села Мостки Харьковской губернии, май 1917 г.

27 (14) июня 1910 г. Николай II утвердил основной законопроект в системе земельной реформы П.А. Столыпина «О порядке крестьянского землевладения и землепользования». С тех пор каждый домохозяин, член крестьянской общины мог закрепить за собой причитающуюся ему часть общинной земли.

27 (14) июня 1910 г. на Адмиралтейской набережной Петербурга открыт памятник Петру I работы Леопольда Бернштама, любимого скульптора Николая II. . Скульптор Л.А. Бернштам изобразил молодого царя, обтёсывающего нос корабля. Поэтому памятник получил название «Царь-плотник». Копия этой статуи уже в следующем году была подарена Николаем II голландскому городку Зандам, в 6 км от Амстердама, где Петр некогда работал на верфи, постигая премудрости корабельного дела. Надпись на гранитном постаменте под бронзовой фигурой (2,5 м в высоту) гласила: «Царь Петр I обучается в Саардаме корабельному делу» (Зандам в XVII в. назывался Саардамом). В 1919-м петроградский оригинал был демонтирован новыми властями как «уродливый и антихудожественный». А голландская копия сохранилась, и в 1996 г. она послужила образцом для воссоздания скульптуры. Церемония открытия состоялась на прежнем месте в присутствии наследника нидерландского престола принца Виллема-Александра Оранского.

4 июля (21 июня) 1910 г. министр иностранных дел Российской империи Александр Извольский и японский посол в России барон Итиро Мотоно подписали в Петербурге русско-японское соглашение, содержащее секретные статьи о разделе «сфер влияния» в Маньчжурии.

Стороны обязались «взаимно не нарушать специальных интересов каждой из них» и даровали друг другу «право свободно принимать, за каждой в её сфере, все необходимые меры ограждения и защиты этих интересов». В переводе на нормальный язык это означало, что в «своей зоне» каждый может действовать так, как ему заблагорассудится – вплоть до применения военной силы.

15 (2) июля 1910 г. в Одессе при местном аэроклубе открылся военно-авиационный класс – первая в России школа военных лётчиков.

15 (2) июля 1910 г. в московском ресторане «Эрмитаж» состоялось крайне бурное учредительное собрание Московской футбольной лиги. Присутствовали представители девяти клубов, которые избрали комитет лиги из семи человек. Первым председателем лиги стал Андрей Петрович Мусси. Первое футбольное первенство Москвы стартовало в конце августа.

15 (2) августа 1910 г. на Гатчинском аэродроме под Петербургом свой первый полёт совершил первый отечественный самолёт заводской постройки «Россия-А».

28 (15) августа 1910 г. на стадионе на Стромынке матчем команд СКС (Сокольнический клуб спорта) и КСО (Клуб спорта Орехово) открылся первый футбольный чемпионат Москвы.
1 сентября (19 августа) 1910 г. под Москвой открылась первая русская фабрика массы для граммофонных пластинок и прессовки таковых», впоследствии Апрелевский завод грампластинок.

21 (8) сентября 1910 г. открылась «Казанская авиационная неделя» с участием авиаторов В. Кобурова (Тифлис), А. Васильева (Казань), Летара и Лафона (Франция) на аэропланах моделей Блерио. Это событие, собравшее более 40 тыс. зрителей – весьма многочисленная аудитория по тем временам, — запечатлено на киноплёнке.

3 октября (20 сентября) 1910 г. открылся Московский аэродром на Ходынском поле. Первый полет — М.Ф. Де-Кампо-Сципио.

7 декабря (24 ноября) 1910 г. в Севастополе открылась офицерская школа лётчиков, будущее Качинское авиационное училище.

14 (1) декабря 1910 г. начала выдавать первую продукцию Апрелевская фабрика грампластинок.

23 (10) декабря 1910 г. в Москве открыта больница Солдатенкова (ныне – Московская клиническая больница имени Боткина).

29 (16) декабря 1910 г. в Петербурге вышел первый номер большевистской легальной газеты «Звезда».