12 января 1913 г. (30 декабря 1912 г.) В этот день Иосиф Джугашвили впервые использовал псевдоним Сталин.

14 (1) января 1913 г. принят Закон о суверенитете воздушного пространства России.

29 (16) января 1913 г. в Третьяковской галерее молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком «Довольно крови!» изрезал ножом знаменитую картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». Три пореза прошли по лицу царевича, однако не затронув глаз. Репин был уверен, что его работа безвозвратно погублена. «Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного — от середины виска, пересекая ухо, до плеча, — второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного», — вспоминал Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960), который вместе с Дмитрием Федоровичем Богословским (1870–1939) через полгода вернул картину к жизни.

6 февраля (24 января) 1913 г. в России правительство отвергло предложение Госдумы разрешить женщинам заниматься юридической практикой.

19 (6) февраля — 6 марта (21 февраля) 1913  в России прошли торжества по случаю 300-летия Дома Романовых: по всем храмам были отслужены благодарственные молебны, прошли военные парады, народные гуляния.

23 (10) февраля 1913 г. Московский коммерческий институт торжественно праздновал освящение собственного здания и получения прав высшего учебного заведения. Так начиналась история знаменитого института, ныне академии народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.

4 апреля (22 марта) 1913 г. произошла крупнейшая в истории дореволюционной Москвы катастрофа на стройке. В 7 час. утра со страшным грохотом рухнула обращенная к Калашному переулку стена возводившегося в спешке семиэтажного доходного «дома-гиганта» купца Титова на углу Малого Кисловского переулка. К счастью, обошлось без жертв. Суд оштрафовал Титова на 100 руб., а автора проекта, известного архитектора Николая Струкова, приговорил к полуторамесячному аресту. В конце концов, к 1917 г. были достроены лишь некоторые части здания в обоих переулках. А в 1923–1925 годах надстроили еще граненую угловую башенку, так что дом, достигший 11 этажей, стал на некоторое время самым высоким в городе, и его стали называть «первым советским небоскребом». Здание занял Моссельпром, и именно на нем вывесили «слоган» Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме».

9 апреля (27 марта) 1913 г. военный министр России запретил всем военным, состоящим на действительной службе и в отставке, принимать участие в манифестациях и прочих политических собраниях.

26 (13) мая 1913 г. в Петербурге совершил полёт первый в мире четырёхмоторный самолёт С-9 («Большой Балтийский» или «Гранд»), построенный на русско-балтийском заводе в Риге.

Создатель его – знаменитый авиаконструктор И.И. Сикорский. При его создании он не пользовался ни макетами, ни чертежами. Давал только принципиальные указания, и все вопросы решались прямо в цехах, на рабочих местах.

Первоначально на самолете предполагалось иметь два двигателя, установленных на крыльях по бокам фюзеляжа, потом в тандем к ним были поставлены еще 2 с толкающими винтами. Потом двигатели были переставлены в ряд по крылу, а самолет стал называться «Русским витязем».

Труд конструктора и тех, кто работал над созданием самолёта, был достойно вознаграждён. Первый многомоторный самолёт установил новый мировой рекорд: 30 мин. в воздухе с 15 пассажирами на борту. Весил аэроплан 4095 кг.

Это была даже не сенсация – фурор! Сикорский за своё детище на престижной московской выставке воздухоплавания получил золотую медаль и приобрёл ещё более ценную (бесценную!) награду – мировую известность.

СПРАВКА. Игорь Иванович Сикорский, талантливый авиаконструктор, и промышленник, один из пионеров авиастроения, родился в Киеве 25(13) мая 1889 г. В 25 лет стал национальной гордостью России, и в Петербурге ему была посвящена опера «Лётчик Сикорский». Установил ряд мировых и отечественных рекордов в скорости, дальности, грузоподъёмности на самолётах собственной конструкции. Создал первые крупные российские самолёты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец».

В 1919 г. эмигрировал в США, где через 4 года основал авиационную фирму и прославился своими летательными аппаратами уже в Америке. При этом, по свидетельству сына, Сикорский «был русский, кровь его, мечты и душа были русскими…» Самая лучшая работа, считал Сикорский, это когда американец и русский работают вместе.

20 (7) июня 1913 г. впервые в истории России царем назначен ответственный за спорт и физическое развитие. Им стал генерал-майор Владимир Николаевич Воейков.

9 июля (26 июня) 1913 г. В. Ленин – в редакцию газеты «Правда» (Петербург): «Уважаемые коллеги! Очень прошу выслать мне сюда, в Берн, гонорар за май (и за июнь тоже) (100 р.) по адресу… Я должен пробыть здесь с месяц, ибо жене будут делать операцию. Деньги крайне нужны. Надеюсь, через несколько дней налажу и отсюда сотрудничество в «Правду».

15 (2) июля 1913 г. И. Сталин выслан в Туруханский край под гласный надзор полиции сроком на 4 года.

5 августа (23 июля) 1913 г. над петербургским Корпусным аэродромом свой первый полет совершил первый в мире многомоторный и крупнейший для своего времени по габаритам самолет «Русский витязь» конструкции 24-летнего Игоря Ивановича Сикорского, построенный им на петербургском отделении рижского Русско-Балтийского завода. Это был биплан (размах крыльев 27 м, длина 20 м, полетный вес 4,2 т) с четырьмя двигателями по 100 лошадиных сил, установленными по передней кромке нижнего крыла (такая установка двигателей стала классической для всех последующих многомоторных самолетов). Аэроплан-гигант пилотировал сам Сикорский. Первоначально самолет носил название «Гранд» (т.е. «Большой»), но после нескольких впечатляющих демонстрационных полетов был переименован в «Русский витязь».

15 (2) августа 1913 г. И.И. Сикорский на самолёте «Русский витязь» установил мировой рекорд продолжительности полёта с семью пассажирами. Дальнейшим развитием многомоторного «Русского витязя» стал «Илья Муромец».

23 (10) августа 1913 г. в Харбине завершилось первое российское кругосветное путешествие на велосипеде. 25-летний Олег Панкратов проехал 30 тыс. км.

4 сентября (22 августа) 1913 г. в Северном Ледовитом океане открыт архипелаг, названный в связи с 300-летием дома Романовых Землёй Николая II. После революции архипелаг был переименован в Северную Землю. Вопрос о возвращении ему первоначального названия пока не ставился.

В экспедиции капитана Бориса Вилькицкого, открывшего архипелаг, участвовали два ледокола, спроектированные адмиралом А.В. Колчаком, — «Таймыр» и «Вайгач». На берегу, на самом видном месте, моряки поставили мачту из бамбука. Вокруг неё собрались экипажи обоих судов.

На мачте взвился русский триколор. Империя стала чуть-чуть больше, учёные получили новый объект для исследований.

5 сентября (23 августа) 1913 г. в Киеве открылась первая в России олимпиада, подготовленная и проведённая Российским олимпийским комитетом. Для неё в городе был построен первый и единственный в дореволюционной России стадион.

9 сентября (27 августа) 1913 г. поручик Пётр Нестеров над лётным полем Сырецкого аэродрома вблизи Киева в присутствии спортивного комиссара и комиссии впервые выполнил на самолёте «Ньюпор-4» пилотажную фигуру «мёртвую петлю», которую стали называть «петлёй Нестерова».

СПРАВКА. Пётр Николаевич Нестеров, замечательный русский лётчик, впервые в истории мировой авиации выполнивший воздушный таран, родился 27(15) февраля 1887 г.

Стать лётчиком мечтал с детства, особенно эта мечта укрепилась после того, как в октябре 1910 г. он наблюдал в первый раз в Тифлисе авиатора Уточкина на биплане «Фарман». Закончив Петербургскую воздухоплавательную школу, Нестеров организовал в августе 1913 г. групповой перелёт на самолётах «Ньюпор» по маршруту Киев-Остер-Козелец-Нежин-Киев.

Сам Нестеров мечтал о конструкторской деятельности, но началась Первая мировая война, и он, будучи командиром авиаотряда, отбыл на фронт. В одном из боевых вылетов Нестеров впервые в мире таранным ударом сбил вражеский самолёт. Но при этом смелый лётчик и сам погиб. Ему шёл всего лишь 28-й год… За этот подвиг штабс-капитан Нестеров посмертно награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

8 октября (25 сентября) 1913 г. в Киевском окружном суде начался суд над 39-летним евреем Менахемом-Менделм Бейлисом, приказчиком кирпичного завода, обвинённым в убийстве 2 годами ранее подростка Андрея Ющинского, чья кровь якобы потребовалась для иудейского ритуала. Убийство мальчика, в котором обвиняли Бейлиса, явилось разменной монетой в игре антисемитов, которые хотели развязать истерию вокруг «злодеев-евреев». Дело Бейлиса всколыхнуло всю Россию.

Множество виднейших деятелей русской культуры (А. Блок, Л. Андреев, В. Вернадский, М. Горький, В. Короленко и др.) выступали с протестами против «дела Бейлиса». Процесс длился свыше месяца, свидетели, на показаниях которых строилось обвинение, признались в том, что были запуганы и запутаны полицией.

2 ноября (20 октября) 1913 г. в Одессе состоялся финальный матч первого футбольного чемпионата России. Играли команды хозяев поля и Петербурга. Одесситы победили со счётом 4:2. Героем поединка стал знаменитый одесский форвард Григорий Богемский.

10 ноября (28 октября) 1913 г. завершился суд над Менделем Бейлисом (1874-1934), обвинённым в убийстве с ритуальной целью православного мальчика Андрея Ющинского. Следствие шло два года, судебный процесс – больше месяца.

Единогласным решением 12 присяжных подсудимый был полностью оправдан. В ходе судебного разбирательства было доказано, что иудаизм не знает ритуальных убийств. Из-за угроз черносотенцев Бейлису пришлось эмигрировать в Америку.

21 (8) ноября 1913 г. в Москве на Театральной площади открывается «Электротеатр», построенный на средства Александра Ханжонкова (Дом Ханжонкова) — один из первых московских кинотеатров (ныне — киноцентр «Москва» на Триумфальной площади).

23 (10) декабря 1913 г. с петербургского Корпусного аэродрома впервые поднялся в воздух четырехмоторный аэроплан-гигант И. Сикорского «Илья Муромец». Первый полет был совершен по прямой в пределах летного поля. Пилотировал самолет сам И. Сикорский.