945 — 966    Ольга «Святая»    890 (или 894) — 969

     9 сентября 955 г. предположительно произошла встреча русской княгини Ольги с византийским императором Константином VII Багрянородным, во время которой, опять же предположительно, Ольга была крещена.

Крещение Ольги в Царьграде

Первая проблема, которая встает перед исследователем этого события, — год. Большинство исследователей в данном случае доверяют летописи, которая сообщает, что Ольга встречалась с Константином в 955 г. Однако известный ученый Л. Гумилев считает, что произошло это лет на десять раньше, году эдак в 946-м. Почему он так думает — об этом позже. А сейчас собственно о крещении. Летопись сообщает нам, что Константин Багрянородный крестил Ольгу и нарёк ее новым христианским именем — Елена. Кстати, так звали мать самого Константина, которая считалась в Византии большой подвижницей. Итак, византийский император стал крестным отцом русской княгини. Однако это ему не помешало настолько впечатлиться красотой своей крестной дочери, что он, недолго думая, предложил ей выйти за него замуж. И ведь женат уже был тогда, подлец.

8Вот в этом месте и поломано наибольшее количество копий историков-исследователей. Сначала Татищев заявил, что Ольге на момент крещения было 68 лет, а потому она не могла вызвать в своем крестном отце никаких чувств, кроме отцовских. Гумилев, кстати, с ним согласен, а потому и предлагает перенести дату визита на десять лет раньше. (Можно подумать, 58-летняя женщина намного привлекательнее 68-летней.)

Историк Рыбаков подходит к этой проблеме с другой стороны. Он не верит в то, что Ольге было так много лет и обосновывает свою позицию следующим образом. Точно известно, что в 946 г. единственный сын Ольги Святослав, будучи ребенком, символически положил начало очередной битве. Он, сидя на коне, бросил копье, которое упало рядом с лошадью, потому что мальчик был еще слишком мал. Предположительно ему было три-четыре года, поскольку именно в этом возрасте детей древних руссов сажали на лошадь. Рассуждая далее, Рыбаков напоминает, что русских женщин выдавали тогда замуж лет в 16-18, значит, Ольге в 946 г. было около 20 лет. А это, в свою очередь, значит, что в 955 г. ей было около 30. Так что влюбиться можно было вполне.

С возрастом разобрались. Теперь самое интересное. А было ли крещение? То есть, а принимала ли Ольга христианство, образно выражаясь, из рук Константина Багрянородного в тот свой визит в Константинополь? Проблема намного серьезнее, чем можно предположить. Дело в том, что мы имеем свидетельство самого Константина об этой встрече. В трактате «О церемониях» он рассказал потомкам о двух визитах княгини Ольги — 9 сентября и 18 октября. Ни в одном из них нет ни слова о том, что Ольгу крестили. Хотя обо всем остальном рассказывается подробно — кто что сказал, кто кому что подарил, кто от кого что хотел. И ни слова о крещении! Рассудите сами, разве мог он забыть о таком событии? Не мог. Кстати, летопись, нам, собственно, и рассказывает о якобы крещении, сама себе противоречит? И косвенно подтверждает тот факт, что Ольга крестилась раньше. Дело в том, что в Константинополь русская княгиня прибыла в сопровождении духовного лица, проще говоря, священника. А зачем язычнице священник? Не знаете? И никто не знает.

Но и это еще не все. По мнению некоторых исследователей, если Ольга не была крещена в 955 г., то отнюдь не обязательно, что она это сделала раньше. Например, Скрынников обращает внимание на тот факт, что Константин, рассказывая о своих встречах с Ольгой, называет ее именно Ольгой, вернее, Елгой. А это значит, что он тогда еще не знал христианского имени своей гостьи, иначе не стал бы называть ее по-язычески. А это, в свою очередь, значит, что Ольга крестилась не раньше, а позже 955 г. Вывод один — история такая тонкая штука, что никому нельзя верить.

И вообще, если «Повесть временных лет» относит событие к 955 г., то византийские источники дружно указывают именно на 957 г.

     12 мая 966 г. в Киеве освящена первая на Руси каменная церковь во имя Успения Святой Богородицы, заложенная великим князем Владимиром. Она называлась Десятинной, так как получала на содержание десятину с княжеских доходов. Сильно пострадала во время разорения Киева Батыем в 1240 г. Церковь была разрушена и долго лежала в развалинах. И лишь в ХIХ в., в 1842 г., храм был восстановлен во имя Рождества Богородицы.

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года

     11 июля 969 г. скончалась княгиня Ольга, «и плакали по ней плачем великим сын её и внуки и все люди».

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

Большинство историков сходятся во мнении, что Ольга родилась в конце IX в. в селе Выбуты, что под Псковом. Из простой деревенской девушки Ольга стала великой княгиней, выдающейся правительницей русской земли. Приняла крещение на склоне лет, когда отошла от власти и передала престол сыну Святославу. Чтобы принять святое крещение, она совершила путешествие в Константинополь. Её крестил там сам патриарх, восприемником был Византийский император.

Ольга обошла весь русский север с проповедью Евангелия, строя церкви и устанавливая кресты на языческих капищах, за что была прославлена Русской Церковью. Ольга – из первых христиан на Руси, первая храмосоздательница, первая наша святая, мудрейшая бабка и вдохновительница крестителя Руси князя Владимира.

А чем ещё прославилась «Святая» Ольга? Жестокой четырёхкратной местью древлянам за убийство алчного своего мужа.

10

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

Равноапостольной Княгине Ольге
Богомудрая княгиня, православных берегиня,
Со апостолами вкупе прославляешь ты Творца.
Пусть, как раньше, так и ныне, по мольбам твоим, княгине,
Своим светом невечерним просветит нам Бог сердца.

Многих жен ты, Ольга, краше и к тебе, княгине нашей,
Мы молитвы обращаем, чтоб в тебе Творца прославить.
Не отрини нас, княгине, и услышь, как все мы ныне
Тебя слезно умоляем нас во веки не оставить!

Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.