980 — 1015     Владимир Cвятославич «Святой»    960 — 1015

     2 июня 988 г. (1 августа по Юлианскому календарю).  Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиционная дата Крещения Земли Русской святым князем Владимиром. Согласно традиции, именно в этот день князь Владимир приказал киевлянам принять святое таинство, войдя в воды Днепра. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг» («Повесть временных лет»)

     13 октября 992 г. скончался святитель Михаил, первый митрополит Киевский.

     15 июля 1015 г. в Берёстово под Киевом скончался великий князь Владимир Святославович, креститель Руси. Черты личности святого равноапостольного князя теряются во мгле десяти веков, одни историки считают его гением, ставят даже выше Петра I, другие отрицают в нём черты гениальности. Он был хитёр и коварен, но, несмотря на это, в народе он был идеализирован и получил в народном эпосе имя Владимир Красное Солнышко.

Владимир Святославич «Святой»

Он задумал поход на Новгород, но неожиданно в июле заболел, «в этой болезни и умер 15 июля», — читаем мы в «Повести временных лет».

«Владимир вовсе не был князем воинственным, — считал историк С. Соловьёв. — Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла привести его к излишествам, освящённым, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его Красным Солнцем для народа…»

При Владимире все огромные пространства, занятые восточными славянами, от Чёрного и Азовского морей — до Финского залива, и от Карпат, Сана и Немана — до Волги, слились в одно государство — Русь.

Время княжения Владимира стало периодом подъёма Киевской Руси, усиления феодальной власти, успешных завоевательных походов (покорил вятичей, родимичей и ятвягов; боролся с печенегами) и развития культуры, земледелия и ремёсел. Важнейшим делом Владимира было принятие им христианства и крещение киевлян в 988 г. Крестивши киевлян, Владимир всё внимание своё обратил на распространение христианской веры по земле русской. Он созидал храмы и содержал священников, устраивал школы. Христианское учение изменило характер князя Владимира. Он стал добрым, милостивым и ласковым. На широком дворе своём он устраивал пиры для народа; всяк и каждый мог приходить к нему, пить и есть здесь; а кто был болен и не мог прийти к князю, тем развозили по домам хлеб, рыбу, мясо, квас, мёд и прочее.

Великий князь Владимир избирает религию

Крещение Руси было не только началом, но и завершением довольно длительного процесса, победой определенной линии в государственно-национальном самосознании. Какова бы ни была личная приверженность Владимира к язычеству, о которой повествует летопись, ее рассказ о долгих сомнениях князя в выборе новой религии, о послах в разные страны, о конечном решении принять христианство в его греческом обличии свидетельствует о том, что Крещение Руси в сознании самого князя было, прежде всего, государственным делом. Все последующее развитие Киевской Руси показывает, что для нее наступило совершеннолетие, требовавшее включения ее в христианскую традицию европейского мира.

Христианство на Руси распространялось медленно, сверху, самой государственной властью, точнее, христианизировавшейся элитой древнерусского общества. Это византийское Православие утвердилось среди русских в его кирилло-мефодиевском, славянском обличии. Выбор святого князя навсегда определил историческое развитие России и Русской православной церкви.

Владимир, он же Красное Солнышко, — фигура чрезвычайно сложная, противоречивая, неудобопонятная, то есть совершенный русак, даром, что он приходился правнуком природному викингу Рюрику Скьелдунгу.

Церковь причислила его после смерти к лику святых.