16 (3) января 1904 г. российский резидент в Токио подполковник Самойлов шифрованной телеграммой сообщил в Петербург о самом скором нападении Японии на Россию и весьма неблагоприятном для нашей страны соотношении сил. Однако эти сведения предшественника Р. Зорге были проигнорированы руководством — совершенно аналогично тому, как это произошло накануне 22 июня 1941 г.

25 (12) января 1904 г. Николай II разрешил перевести на военное положение крепости Порт-Артур и Владивосток, но начинать общую мобилизацию запретил, вновь заявив о том, что «желательно, чтобы японцы, а не мы открыли военные действия».

26 (13) января 1904 г. Япония предъявила России ультиматум, потребовав вывода из Маньчжурии российских войск, пребывавших там в нарушение соглашения 1902 г. об их эвакуации.
6 февраля (24 января) 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, отозвав своего посланника из Санкт-Петербурга.

Утром 7 февраля (25 января) 1904 г. адмирал Е.И. Алексеев получил телеграмму о разрыве дипломатических отношений с Японией (командиры японского флота узнали об этом на два дня раньше).

Война — это политический рак, разъедающий тело самых сильных государств.

П. Буаст

8 февраля (26 января) 1904 г. совершено ночное нападение японцев на русский флот в Порт-Артуре: 10 японских эсминцев внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, выведя из строя броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан» и крейсер «Паллада».

Лишь 10 февраля Япония объявила России войну, бесславно окончившуюся для России в августе 1905 г.

Потеряв за полтора года 400 тыс. чел. ранеными, убитыми, больными и пленными, затратив на войну 2 млрд. 347 млн. руб., расставшись с квантунской областью, Порт-Артуром и южной частью Сахалина, Россия получила революционную ситуацию, которая приведёт к революции 1905 г.

9 февраля (27 января) 1904 г. геройски погибли крейсер «Варяг» (был построен в 1899 г. и вошёл в состав 1-й Тихоокеанской эскадры) и канонерская лодка «Кореец» (капитаны Руднев и Беляев) в неравном бою с напавшей на них японской эскадрой в заливе Чемульпо.

Кроме русских судов, в порту Чемульпо стояли французский крейсер «Паскаль», английский «Тэлбот», итальянская «Эльба» и американская канонерская лодка «Виксбург».

Ранним утром командиры иностранных кораблей получили от командира японской эскадры Уриу уведомление о том, что он собирается напасть на русские корабли, ввиду этого им было рекомендовано покинуть Чемульпо. Командиру русского крейсера «Варяг» Владиславу Рудневу (уроженцу Тульской губернии) адмирал Уриу отправил ультиматум следующего содержания:
«Милостивый государь! Ввиду начала враждебных действий между правительствами России и Японии, почтительно прошу Вас оставить порт Чемульпо с судами, состоящими под Вашей командой до полдня 9 февраля 1904 года. В противном случае я вынужден буду атаковать Вас в порту».

Капитаны западных судов спросили у Руднева, что он собирается делать, Командир «Варяга» ответил, что примет бой с японской эскадрой и не сдастся ни при каких обстоятельствах. Командиры иностранных кораблей выразили адмиралу Уриу свой протест, но японский командующий остался непоколебим.

В 11 час. 30 мин. на русских кораблях прозвучала команда: «Все наверх! С якоря сниматься!», и через десять минут «Кореец» и «Варяг» покинули Чемульпо.

По тем временам крейсер «Варяг», построенный по заказу русского правительства американской фирмой «Крамп», был одним из самых быстроходных кораблей. Но Руднев был лишён возможности использовать его ходовые качества, так как фарватер Чемульпо изобиловал отмелями и скалами. «Варяг» не только не мог развить полную скорость, но даже мало-мальски эффективно уходить из-под огня. Когда русские корабли шли к выходу из бухты, на иностранных судах оркестры играли русский гимн, а экипажи отдавали честь нашим морякам, принявшими неравный вызов. Против «Варяга» и «Корейца» стояло 15 японских судов.

В 11 час. 45 мин. японский крейсер «Азама» дал первый залп по «Варягу». Началась беспрецедентная морская дуэль. Бой продолжался ровно час. За это время экипаж «Варяга» выпустил по противнику 1105 снарядов, он вывел из строя «Азама» и «Такачи» и повредил те японские корабли, которые находились в досягаемости его огня. К часу дня «Варяг» представлял из себя ужасающее зрелище. Палуба была залита кровью, всюду лежали изуродованные трупы.

Краска полностью обгорела, обгорели даже матросские койки на нижних палубах. Из более чем 40 орудий «Варяга» уцелело только 7. Крейсер начинал сильно крениться на левый борт. И капитан Руднев принял решение затопить «Варяг», а «Кореец» взорвать. Экипажи обоих судов было решено перевести на иностранные суда.

После этого экипажи обоих судов на нейтральных кораблях вернулись в Россию.

Когда по-английски невозмутимый Николай II узнал о случившемся, губы у него дрогнули, и он попросил оставить его одного. Все офицеры «Варяга» и «Корейца» были представлены к Георгиевскому кресту, а для рядового состава экипажей учредили специальную медаль за участие в этом памятном сражении. После окончания русско-японской войны император Японии наградил командира «Варяга» Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца за мужество и героизм, достойный настоящего самурая.

Бой этот воистину стал легендарным, несмотря на гибель русских кораблей, несмотря на поражение России в русско-японской войне, ибо в памяти народной остались прежде всего мужество, стойкость, храбрость русских моряков, их верность воинскому долгу и любовь к родному отечеству.

Об этом подвиге сложено несколько песен, самая известная из них, в которой есть слова: “Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”, пощады никто не желает…”

     Русский народ — один из самых музыкальных во всем мире. Он славился этим  с глубокой  древности. Сквозь все столетия русский народ, в этом отношении непоколебимый и непотрясаемый, пронес свою народную песнь.

                                                                                                                                                                  В. Стасов

25 (12) февраля 1904 г. родилась одна из лучших русских патриотических песен: «Наверх, вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает, Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает!..». Первоначально это была не песня, а только текст, ибо песня — автор музыки ее неизвестен — появилась несколько позже. Оригинальный текст был написан по-немецки Рудольфом Грейнцем и впервые увидел свет в петербургской немецкоязычной газете «Югенд» . В том же 1904 г. Е.М. Студенская опубликовала русский перевод, близкий к оригиналу.

11 марта (27 февраля) 1904 г. команда русского миноносца «Стерегущий» в неравном бою с японскими эсминцами предпочла гибель в морской пучине позорному плену и затопила корабль.

Два эскадренных миноносца – «Решительный» и «Стерегущий» под общим командованием капитана 2-го ранга Ф.Э. Бюссе вышли для осмотра побережья Квантуна и островов Эллион в поисках временной базы японских миноносцев.

При возвращении домой русский отряд встретил четыре вражеских эсминца и принял бой.

Шедший головным «Решительный» получил несколько боевых повреждений, и Боссе дал команду прорываться в Порт-Артур. Однако вскоре неприятельский снаряд разорвался в машине «Стерегущего», и корабль потерял ход.

Четыре японских эсминца сразу же окружили его. Японцы надеялись, что противник в такой безвыходной ситуации просто спустит флаг и сдастся. Но русский экипаж – 4 офицера и 48 матросов – принял неравный бой. Смертельный бой.

Неподвижный «Стерегущий», представлявший для врага отличную мишень, вёл огонь из четырёх своих орудий. Его командир, лейтенант А.С. Сергеев, в самом начале боя получил тяжёлое ранение. Наскоро перевязанный, с перебитыми осколками ногами, он продолжал командовать подчинёнными, лёжа на мостике. Когда новые осколки оборвали его жизнь, командование кораблём принял лейтенант Н.С. Головизнин, тоже вскоре погибший.

Один из тяжёлых снарядов разорвался в кочегарке, разбил котлы и перебил паропровод.

«Стерегущий» покачивался на волне, окутанный облаком горячего пара, и отчаянно отбивался от наседающего врага. Когда очередной неприятельский снаряд разорвался на носу и вывел из строя расчёты сразу двух орудий, места комендоров заняли матросы машинной команды. Шли минуты, и людей на верхней палубе становилось всё меньше и меньше.

Неравный, яростный бой одного против четырёх продолжался больше часа. Когда у последнего стрелявшего орудия пал сражённый осколками последний артиллерист, русский эсминец прекратил огонь.

Тот бой дорого дался противнику. Эсминец японцев «Акебоно», получивший 27 попаданий снарядов, едва держался на плаву, эсминец «Сазанами» получил 8 попаданий. Двум другим японским кораблям досталось тоже…

Убедившись, что на русском корабле уже просто некому продолжать огневой бой, японские эсминцы приблизились к «Стерегущему». К его борту подошла шлюпка – противник попытался завести на миноносец буксиры, чтобы увести его к себе как трофей.

Японский офицер, поднявшийся на палубу, позднее докладывал начальству о страшной картине, которая предстала перед ним на «Стерегущем». Мостик был снесён прямым попаданием снаряда, фок-мачта сбита. На верхней палубе, искорёженной разрывами снарядов, лежало десятка два погибших моряков. Японцы завели буксир.

В такой ситуации воинский подвиг, самопожертвование совершили два русских матроса, укрывшихся в трюме, — И. Бахарев и В. Новиков. Им удалось открыть кингстоны (клапаны затопления), и эскадренный миноносец стал медленно погружаться в воду. Японцы спешно покинули тонущий «Стерегущий».

Когда вице-адмирал С.О. Макаров получил от контуженного в ночном бою командира «Решительного» сообщение о безвыходном положении «Стерегущего», то порт-артурской эскадре был дан приказ срочно выйти в море. Но помощь опоздала. К моменту её подхода на место боя наш миноносец уже затонул. Спастись удалось лишь нескольким членам экипажа…

Подвиг моряков «Стерегущего» стал известен всей России. В 1911 г. в Санкт-Петербурге при большом стечении народа героическому кораблю открыли памятник. Он изображает двух матросов, открывающих кингстоны и идущих тем самым на верную гибель.

Не так уж много в истории кораблей, которым на земле ставят памятники. Имя одного из таких героев, увековеченных в бронзе, — «Стерегущий»…

13 апреля (31 марта) 1904 г. на рейде Порт-Артура раздался чудовищный взрыв: русский флагманский броненосец «Петропавловск» наткнулся на японскую мину при выходе из Порт-Артура в открытое море. В результате взрыва погибло 640 чел., а среди них – командующий русской эскадрой адмирал Макаров Степан Осипович и художник-баталист Верещагин Василий Васильевич.

«Броненосец зарылся носом в воду, и через несколько мгновений над водой осталась объятая огнём корма корабля, принявшего почти вертикальное положение. Винты ещё работали, размахивая в воздухе своими крыльями. Ещё мгновение – и на месте броненосца образовалась огненная воронка. «Петропавловск» исчез в пучине…» (газета «Санкт-Петербургские ведомости»).

В последние минуты Верещагин стоял на мостике и делал зарисовки в записную книжку для будущих картин. Он получил образование в Парижской Академии художеств. В поисках сюжетов и впечатлений он объездил весь мир. Участвовал в военных действиях русской армии, создал цикл картин «Туркестан», «Балканская», цикл, посвящённый Отечественной войне 1812 г.

В его картинах романтическое изображение военных событий уступает место глубоким философским размышлениям. Верещагин обличал завоевательные войны, а выставки его произведений обошли крупнейшие города Европы и Америки.

Как вспоминает современник Верещагина, «в те времена за границами России из русских художников только его и признавали. В России же многие почитали его за какого-то мага живописи, до которого всем западным новаторам как до неба».

В живых счастливым образом остался находившийся во время взрыва на капитанском мостике 29-летний великий князь Кирилл Владимирович (1876–1938), двоюродный брат Николая II. При взрыве Кирилл Владимирович был контужен, получил ожоги, но сумел перебраться на правый борт, и его не затянуло под стремительно погружавшееся в воду судно. Он попал в страшную воронку, но все же выплыл на поверхность. После революции Кирилл провозгласил себя «местоблюстителем Российского престола».

29 (16) апреля 1904 г. Николай II, узнав о гибели броненосца «Петропавловск», отдал приказ о формировании второй Тихоокеанской эскадры из состава Балтийского флота, которая отправилась на Дальний Восток.

1 мая (18 апреля) 1904 г. русские войска потерпели поражение в первом большом сражении Русско-японской войны – на реке Ялу.

     Природа одарила русский народ выдающимися инженерными способностями.
Показательно, что в 1914 г. США обратились к России с просьбой предоставить на два года 2000 инженеров для создания тяжёлой военной промышленности, и эта просьба была удовлетворена.

Проф. В.И. Извеков

6 мая (23 апреля) 1904 г. в подмосковном имении – на станции Кучино — Дмитрия Павловича Рябушинского (1882-1962) основан сооружённый и оборудованный на его средства первый в России Аэродинамический институт, в те времена лучшее в мире научное заведение данного профиля. Организатором института являлся профессор Н.Е. Жуковский. 14 (2) января 1905 г состоялось его официальное открытие.

16 (3) мая 1904 г. в ходе русско-японской войны начались кровопролитные бои на Кинчджоуской позиции.

15 (2) июня 1904 г. русские войска потерпели поражение от японцев в бою у Вафангоу (Ляодунский полуостров).

18 (5) июня 1904 г. вступила в строй действующих первая русская боевая подводная лодка, получившая название «Дельфин». Перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где использовалась для обороны Владивостока во время русско-японской войны.

19 (6) июня 1904 г. принят закон о переселении, облегчавший переселение крестьян на новые земли.

20 (8) июня 1904 г. в России принят закон, разрешивший «розыскным отделениям» Департамента полиции использовать показания «агентов внутреннего наблюдения», которых в те времена обычно называли «филерами».

29 (16) июня 1904 г. чрезмерная спешка в обучении команд на первой русской боевой подводной лодке «Дельфин» (построена на Балтийском заводе в 1902 г. по проекту инженеров И.Г. Бубнова и М.Н. Беклемишева) привела к аварии.

Утром «Дельфин» погружался у западной стенки Балтийского завода. Погода стояла тихая, на Неве не было никакого волнения. Но следует отметить, что судно имело существенный конструктивный недостаток: во время погружения следовало держать приоткрытым рубочный люк для выхода воздуха, а затем успеть его закрыть до полного погружения. Этот момент был упущен, вода хлынула в люк, и лодка затонула. Успели вынырнуть на поверхность 10 матросов и 2 офицера. Погибли офицер и 24 матроса.